11.03.2024

Что за слово с жи. Богомолова А.И


Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ - одно из самых первых правил, изучаемых в начальной школе по русскому языку. Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов. Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке. Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы.

Диктанты на ЖИ, ШИ

ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка.

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

У Серёжи Шишкина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешйт в убежипце. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

Диктанты на ЧА-ЩА

Ч А, ЩА пиши с буквой А. Например: пища, чай.

Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат, сосут молоко. Молоко - это их пища. Мы пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

Чаща леса. На полянке играют волчата. Они рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Диктанты на ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чулок, щука.

Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

Я пришёл в чужой дом, Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи и сомы мечут икру весной. (17)

Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чу- щук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу. Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Повторение материала

В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

Мама начала варить ужин. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (16)

У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (18)

У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

Жирафы - самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Её украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней тёмные пятна причудливой формы. Жирафы - жители равнин. Холмов они избегают. (34)

Я хочу покормить крольчат. Больно они щуплые. Они живут у меня на участке в дощатом сарае. Я ищу в огороде большой кочан. Тащу его крольчатам. Малыши пищат. Они чуют еду. (30)

Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Их терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты. (42)

Олень - крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами. (34)

Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут - шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. (44)

Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать! (27)

Дед сторожит бахчу. У него живут большие овчарки. Внучата часто навещают деда. Сегодня они обещали быть к ужину. Дед варит в чугунке уху из щуки. (25)

Для смены кожи змеи ищут удобные места. Это может быть куча камней или груда хвороста. Часто в таких местах много змеиной кожи - выползков". Такие участки величают змеиными раздевалками. (28)

По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему. (29)

На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идёт прохожий. Собаки рычат. (27)

У меня есть свежий кочан капусты. Я ищу щавель. Хочу за ужином угощать друзей щами из чугунка. Вокруг лежит много шишек. Шуршит душистая трава. Не надо щупать шиповник! -Вытащу из ладони шип, А вот щавель! Какая удача! (37)

На Чукотке живёт чудная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает. (33)

Вот чаща леса. Наши ребята строят там шалаши. Я тащу большие ветки. Хочу положить их на крыши. Теперь там лежит много веток. Жильё готово. Пойду поищу площадку для кострища. (29)

У животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю. Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит. (44)

Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. (40)

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев - мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле - не миновать сильного ветра. (32)

Природа бывает живой и неживой. Неживая природа - это солнце, вода, камни. Живая природа - это все живое. Все то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые. (33)

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. (34)

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев. (43)

Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. Для придания листьям запаха их ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой. (39)

Кольчатая нерпа - самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы - рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране. (39)

Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища - рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах. (38)

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
  2. Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
  3. Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
  4. Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
  5. Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.

Ход урока

l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности. )

(Под музыку учитель читает стихотворение)

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу;
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и снегу.

  • Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
  • Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
  • Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
  • Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
  • И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.

Вы готовы?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Чистописание.

  • Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
  • Какие же буквы там спрятались?
  • А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
  • Чем они похожи? Что в них общего?
  • Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
  • Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х)
  • Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
  • Найдите эти слова.

2. Словарная работа

  • Запишите слова. (Комментированное письмо).
  • Что общего в этих словах? (сущ., неодуш., жи, ши)
  • Какое слово лишнее? (Машина).
  • По какому признаку? (3 слога, ши)
  • Где в этом слове ошибкоопасные места?
  • Можно ли его проверить? (Нет, это словарное слово).
  • Подберите однокоренные слова. (Машинка, машинист, машинное масло), (это слова близкие по значению, с одинаковым корнем)
  • Поставьте ударение, подчеркните букву безударного звука.
  • Составьте предложение, используя слова машина, лужи, лыжи. Что такое предложение?
  • Например: Сегодня утром замерзли лужи.

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания?
  • Ребята, посмотрите на слова, из которых мы составляли предложения, и скажите, какая общая орфограмма встречается в этих словах?
  • Кто вспомнит, что такое орфограмма?
  • (Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)

    III. Постановка учебной задачи

    • А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
    • Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
    • На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.

    IV. “Открытие” детьми нового знания.

    • Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
    • Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ

    ЖИЛ – 3 буквы

    /ж ы л/-1 слог, 3 зв.

    /ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”

    /ы/– гл., уд., обозн.-“и”

    /л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”

    • Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.

    А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.

    • Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
    • Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.

    (И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)

    • Почему
    • после этих букв пишется И?

    V. Первичное закрепление

    .

    Знайте твердо жи и ши

    С буквой и всегда пиши:

    Мыши, ежики, ужи

    Лыжи, лужи, камыши.

    • Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши ?”

    Физ. минутка (для глаз)

    • Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.

    Плакат с ЖИ и ШИ

  • Назовите слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
  • А теперь запишите: 1в.– 3 слова с ЖИ
  • 2в.– 3 слова с ШИ

    • При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
    • Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
    • Кто сделал все правильно?
    • Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?

    6. Работа с текстом. Развитие речи.

    • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
    • От кого письмо, как вы думаете?

    (От зимы).

    В письме – загадки.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет…
    Когда это бывает?

    и мой).

    Замечательный художник
    У окошка побывал,
    Отгадайте-ка, ребята,
    Окна кто разрисовал?

    (Мороз ).

    Прозрачен, как стекло,
    А не вставить в окно.
    Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша – толстое стекло.

    (Лед ).

    Тихо, тихо он идет,
    Белый и лохматый.
    Мы расчистили его
    Во дворе лопатой.

    (Снег ).

    Колючий клубочек
    Под елкой лежит.
    Захочешь потрогать-
    В миг убежит.

    (Ёжик ).

    Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют.
    Обе ленты на снегу
    Оставляют на бегу.
    Под полом таятся,
    Кошек боятся.

    (Мыши ).

    – Какой еще снег бывает?

    (Пуши стый)

    • Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
    • А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
    • Что при этом мы должны помнить?

    (О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)

    Говорить будем о зиме.

    Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.

    Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на санках и лыжах. Хорошо зимой!

  • Назовите предложение, в котором встретилось слово с сочетанием ЖИ, ШИ.
  • Запишите его и объясните все орфограммы. Выделите основу предложения (самостоятельно).
  • Физ. минутка:

    Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова

    с ЖИ – приседайте;

    с ШИ – вставайте;

    без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.

    Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.

    • Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
    • А какие забавы можно устроить на льду?
    • Как нужно вести себя на льду?
    • Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
    • Нам нужно найти правильный след и составить слова.

    • А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
    • Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
    • Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И
    • ?

    VII. Рефлексивная деятельность.

    А теперь ответьте:

    • Кто из вас доволен своей работой на уроке?
    • Кто не доволен собой на уроке?
    • Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
    • Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
    • Что оказалось для вас наиболее сложным?
    • Молодцы, ребята.
    • А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.

    И мы увидим, что
    Станут звездочки кружиться
    И на землю все ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а.... (снежинки)

    • А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).

    VIII. Домашнее задание.

    Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).

    1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

    2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

    3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

    4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

    5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

    6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

    7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

    8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

    9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

    10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

    11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

    12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

    13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

    14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

    15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

    16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

    17. На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

    18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

    19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

    20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

    21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

    22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

    23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

    24. Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

    25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

    26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

    27. Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

    28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

    29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

    1. Слова с ударением на слоге.

    Образец : ж-ар, ле-ж-ать, дру-ж-ок.

    Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник.

    жо, жё

    Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

    Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка.

    Женя, уже, уважение, этажерка.

    Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

    2. Слова без ударения на слоге.

    Образец : то-ж-е, ж-ур-нал.

    Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

    жу, жи

    Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

    3. Слова со стечением согласных в слоге.

    Образец : ж-дать, дж-ем.

    Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

    Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

    Образец : У луж-и сидит ж-аба. Трава уж-е поже-лтела

    Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. У вожатого рожок. Покажи свой ножик. Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. В саду крыжовник и ежевика. Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живёт на пятом этаже. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Моржи живут на севере, а жирафы-на юге. Дети не обижают животных, и животные любят их. Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.