16.10.2020

Рекомендации для студентов и преподавателей по организации и проведению психолого-педагогической практики. Изучение культуры педагогической деятельности воспитателя Психологические особенности развития межличностного восприятия в старшем дошкольном возрас


Светлана Валентиновна Варкентин
Семинар-практикум для педагогов «Воспитателю о личностном общении»

Семинар практикум № 2 "Воспитателю о личностном общении"

педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131

г. Калининград

Структура семинара.

1. Пре – тест (саморефлексия).

2. Информационная часть: Проблема психологического здоровья на современном этапе; Создание психологического комфорта в д/с, его роль в развитии личности ребенка. Или «Как вы реагируете на поступки детей?»; Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Литературные типы детей; Исследование профессионального сознания педагога – прием Е. В. Боровой и В. М. Слуцкого. (Петровский В. А. Личностная позиция воспитателя); Какими дети видят вас? Влияние и последствия этого влияния на детей…Эффект ореола.

3. Практический инструментарий: диагностические методики для педагогов по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе д/с; приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов; естественные способы регуляции организма и саморегуляция; психологические речевые настройки; смысловая ситуация (метафоры).

4. После - тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

5. Рефлексия занятия «Свободный отчет»

Пре – тест, после – тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

1. 4 квадранта здоровья Элизабет Кюблер – Росс;

2. Объективные причины и последствия психологического дискомфорта для ребенка в группе детского сада;

3. Литературные типы детей;

4. Ребенок, в котором я вижу личность;

5. Эффект ореола (положительный, отрицательный);

6. Условия эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.

Смысловая ситуация (метафоры).

В бессилии гнев очень сильный. Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость. Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и даст всходы. Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому, что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся. Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения. Терпение – добродетель бессильного и украшение сильного.

Последствия психологического дискомфорта для ребенка: Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиции избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Объективные причины психологического дискомфорта в группах детского сада:

большая наполняемость групп; длительное отсутствие напарника; неблагоприятная семейная обстановка.

Литературные типы детей.

Только в книгах любят Томов Сойеров. А в жизни их не любят – не в д/с, ни в школе. /Из признаний плачущей мамы/.

Том Сойер – хорошо известный вам тип. Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок (не обязательно мальчик). Свои рискованные замыслы он обязательно стремиться осуществить. Часто руководствуется только своими далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к переживаниям таинственного и страшного. Ценит эти переживания, может быть, и не осознавая этого. К Тому примыкают, составляя как бы одну компанию, Карлсон и Буратино, каждый еще и со своими особенностями.

Карлсон – всегда готовый позабавиться и полакомиться. И Буратино– более прост, по сравнению с Карлсоном и Томом, но чрезмерно любопытен. Как и Карлсон–всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, никогда не унывает (в отличие от Тома). Хочет поскорее иметь все сразу.

Золушка – ребенок, стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру или дали поиграть (хотя бы ненадолго) привлекательной игрушкой, которая принадлежит другими детям. Обычно не плачет, не жалуется на виду у других. Детей этого типа чаще всего ожидает вечно зависимое, подчиненное положение. Им поручаются самые «непрестижные» работы в группе, но для воспитателя такие дети удобны и никогда не мешают.

Мальчик–с–пальчик – это обычно маленький ростом ребенок, меньше всех в группе, но очень сообразительный, придумывающий интересные игры, новые забавы, является лидером в группе. Любим детьми и взрослыми, никогда не нарушает порядок в группе, хотя Мальчику–с–пальчику или Дюймовочке многое прощается.

Мямлик – стеснительный, замкнутый ребенок. Его как правило не выбирают для выступлений на праздниках. Обычно подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный сценарий. Ему (ей) всегда не хватает флажка, бубна и т. п., места на скамейке, когда все остальные уже расселись.

Маленький Мук – ребенок, которого дети группы, часто замаскировано от взрослых, выбирают жертвой. Они издеваются, насмехаются над его одеждой, прической, лицом, его словами и поступками. Это несчастный, забитый (бывает, в прямом смысле) ребенок, всеми отвергаемый, незамечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то педагоги, чаще всего, не догадываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребенок, выделяемый всегда взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, такой ребенок действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой, но и в любой другой цвет. Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается надзирательностью. В поручениях и наставлениях подражает взрослым. В группе очень часто – правая рука воспитателя. На праздниках – постоянное солирование. Повадки начинающей «звезды».

Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребенок, которого побаиваются все дети. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявляет упрямство. Служит для всех детей группы отрицательным примером.

Царевна–Несмеяна (или Ревушка–Коровушка) – плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки, свой плач адресует либо конкретному человеку, либо целой группе. Своим плачем и «капризами» может довести взрослого до «белого каления».

Какие же дети для воспитателя предпочтительнее? Воспользовавшись приемом, разработанным нашими коллегами

Е. В. Боровой и В. М. Слуцким для исследования профессионального сознания воспитателей, определили, что для большинства воспитателей «ребенок, такой как все» - это то же самое, что «идеальный ребенок»; а «ребенок, который отличается от других» - это «ребенок, который меня раздражает».

Ориентация на «среднего» ребенка, на некий обезличенный стандарт, определяет собой реальное отношение к детям, какие бы гуманистические идеи не декларировал воспитатель в ответ на вопрос о ценностях воспитания…

Какими дети видят вас?

Эксперимент. Разделите группу на две подгруппы. Вас (воспитателя) неожиданно «вызывают» к заведующему д/с. Вы должны на время покинуть группу и предлагаете кому – то из детей остаться за себя, фактически принять на себя роль воспитателя. Во второй подгруппе ваш напарник делает то же самое.

Цель: посмотреть, как ведут себя дети, которые станут на время «вами».

Уходя, вы говорите ребенку: «Ты остаешься за меня!» Т. О. представляется возможность увидеть конкретного воспитателя в «зеркале» детского восприятия, в поведении самих детей, сравнить результаты, относящиеся к двум разным воспитателям, работающим с одной и той же группой дошкольников.

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятии его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке «эффект ореола» может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»).

Практический инструментарий.

Цветовая диагностика «Домики». (Практические семинары для педагогов. / авт. – сост. С. В. Терпигорьева)

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к ДОУ. Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев нахождения в ДОУ.

Детям предлагается в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это – девочка Катя (мальчик Коля). Катя ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати».

После выбора домика с ребенком проводится беседа:

Кате нравится ходить в д/с?

Что Катя будет делать в д/с?

Что Кате больше всего нравится в д/с?

Что Кате не нравится в д/с?

В ходе диагностики показатели фиксируются и протоколируются.

Тест на эмоциональное отношение .

Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.

Детей сажают по одному за стол. Вопросы можно подобрать самим.

1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в д/с.

2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

3. …., когда ты играешь.

4. Четвертый кружок…., когда ты уходишь домой.

5. Пятый кружок, когда ты ложишься спать.

Тест проводится до 3 раз.

Обозначение цветов.

Красный – возбуждение, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное, приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленое – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый, коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.

Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить на это внимание. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов. (психологический душ – комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала).

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней….».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!»

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!»

8. Руки на талии, выполняя наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий выдох «И все у меня получается».

И самого воспитателя. Личность каждого участника этого процесса получает свободу для формирования и развития в условиях комфортного психологического климата. От личностного потенциала, профессиональных и специальных знаний и умений, взглядов и убеждений педагога зависят эффективность и плодотворность общения и совместной деятельности.

Цель практики: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как субъекте воспитательного процесса в детском саду.

Задачи практики:


  1. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции.

  2. Изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения).

  3. Стимулирование потребности в формировании культуры педагогической деятельности.

  4. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

  5. Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.

  6. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствие программным требованиям.
Овладение студентами средствами элементарной диагностики личности и деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и группы в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Предлагаемые задания направлены на ознакомление студентов со следующими проблемами дошкольного воспитания.:

  1. А . Система общественного дошкольного воспитания в России. В . Построение развивающей среды в различных типах дошкольных образовательных учреждений.

  2. Воспитатель - главный субъект воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

  3. Воспитатель в системе педагогического взаимодействия.

  4. Психолого-педагогическая среда, окружающая ребенка.
При выполнении заданий, предусмотренных в каждой теме, студенты пользуются различными психологическими и педагогическими методами исследования: теоретический анализ и синтез, целенаправленное (включенное или невключенное, стандартизированное или нестандартизированное) наблюдение, опрос (беседа с воспитателем, детьми, родителями), проективные методики.

К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ

Руководитель (заведующая, методист) дошкольного образовательного учреждения:

Обеспечивает условия для проведения педагогической практики;

Знакомит студентов с детским садои и его сотрудниками;

Обеспечивает распределение студентов по группам и выполнение программы практики ;

Выборочно анализирует работу практикантов, оказывает консультативную помощь при подготовке и проведении образовательной работы с дошкольниками;

Участвует в итоговом педагогическом совете

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:

Знакомит студентов с планами своей работы, проводит открытые занятия и другие режимные моменты;

Совместно с групповым руководителем консультирует студентов при подготовке и выполнении заданий;

Помогает студентам установить контакт с детьми и изучить взаимоотношения в группе дошкольников;

Присутствует на проводимых студентами занятиях, участвует в их обсуждении и оценке;

Принимает участие в анализе и оценке работы студентов на практике.

Основные критерии оценки практики студентов:

Качество выполненных заданий;

Уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

Отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

Проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;

Умение общаться в системе «студент-воспитатель», «студент - дети», »студент-администрация», «студент - групповой руководитель».

Отчетная документация:

Дневник практики:

1.Рефлексия практики, где студенты делают самоанализ профессионального становления , указывают трудности, с которыми столкнулись.

2.Анализ выполнения заданий практики.

3. Протоколы ответов детей.

Конспекты развлечений и праздников.

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Т е м а 1

А. Дошкольное образовательное учреждение

Особенности организации педагогического процесса
Б. Построение развивающей среды в дошкольных

образовательных учреждениях различных типов
Задание 1

Знакомство с дошкольным учреждением:

Ц е л ь: познакомиться с особенностями воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений, изучить особенности его функционирования.

К ВОСПИТАТЕЛЮ
Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших - подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.
Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:


Имя

ребенка


1-й

вопрос


2-й

Вопрос


3-й

Вопрос


4-й

Вопрос


Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?

4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.

Задание 7.

Изучение способности воспитателя к децентрации.

Ц е л ь: формировать у студентов профессиональный интерес к исследовательской деятельности .
Методические рекомендации для студентов
Для того, чтобы ситуация общения с ребенком не была тупиковой, необходим особый взгляд на происходящее глазами самого ребенка. В этом случае говорят о способности к децентрации – умении поставить себя на место другого, сопереживать ему и учесть его точку зрения (В. А. Петровский ).


  1. Определите способность к децентрации у воспитателя вашей группы. Для этого предложите воспитателю закончить высказывания так, как, на ее взгляд, закончил бы один из детей (определите, кто именно).
Мне бывает очень радостно, когда…

Я очень грущу, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Мне бывает стыдно, когда…

Я горжусь, когда…

Я сержусь, когда…

Я бываю очень удивлен. когда…

Предварительно следует задать эти же вопросы ребенку. Сравнив ответы, можно будет сделать вывод о способности воспитателя к децентрации.
Задание 8.

Изучение форм работы, способствующих созданию среды психологического комфорта ребенка (календарно-обрядовые праздники, праздники-сюрпризы, спортивные праздники).

Ц е л ь: учить студентов анализировать праздник в детском саду с точки зрения решения следующих воспитательных задач:

Формирование эстетического вкуса ребенка;

Развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к музыке;

Приобщение дошкольников к национальной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта путем использования национально-культурных традиций.


  1. При просмотре праздников обратите внимание на следующие моменты:
- благодаря чему у детей создается особое праздничное настроение еще до начала праздника;

Как дети готовились к празднику;

Роль воспитателя и других сотрудников детского сада в проведении праздника;

Эмоциональное состояние детей на празднике;

Разговоры, впечатления дошкольников после праздника.

2. Подготовьте и проведите с детьми праздники-сюрпризы. Например, Праздник Мыльных Пузырей, Воздушных Шаров, Бумажных Снежинок, Нитяных (Бумажных) Кукол, Пушистиков, Летящих Голубей, Скачущих Лягушек, Веселых Слов.

Придумайте новые названия праздников-сюрпризов.

Воспитатель- это зеркало духовной культуры нашего будущего!

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия воспитатель, не совсем обычная. Ведь воспитатели заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, к катастрофе.
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Ребенок – это чистый лист, на котором взрослые могут «записать» все, что угодно. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. К сожалению не всегда влияние взрослых оказывается благотворным для растущего малыша, и способствует развитию гармоничной личности с высокими моральными принципами. Самое ужасное, если сами родители являются плохим примером для подражания, но даже в том случае, если они люди культурные и относятся серьезно к воспитанию малыша, не стоит забывать о том влиянии, которое оказывают на него встречающиеся ему по жизни педагоги.
Роль воспитателя в воспитании детей невозможно переоценить. Уже с детского сада воспитатель – это тот человек, который является проводником малыша в окружающий его мир. Зачастую воспитатель и дети проводят вместе гораздо больше времени, чем дети и родители. От того, найдут ли общий язык воспитатель и дети, во многом зависит, как в дальнейшем малыш будет вести себя. Станет ли он самодостаточной личностью, или, наоборот, всю жизнь будет страдать комплексами. Каждый из нас, наверное, помнит своего воспитателя в детском саду, не смотря на то, что с тех пор прошел ни один десяток лет. Это лишний раз свидетельствует о том, насколько глубоки наши детские впечатления и как сильно они влияют на нашу дальнейшую жизнь.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль воспитателя, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает воспитателю поймать внимание детей, расположить их к себе.
Каждый день, проживая в детском саду часть жизни, дети учатся многому, и, пожалуй, самому важному – гибкости в общении и мирному существованию среди людей. В центре общения со сверстниками – собственная личность, «Я» в соотношении с другими «Я» в свете оценки окружающих. Личность воспитателя рассматривается, как истина в последней инстанции и окружена ореолом непогрешимости или ореолом сверхконтроля. На протяжении всего дошкольного возраста воспитатель со своими индивидуальными особенностями является образцом для ребенка. Причем дети принимают воспитателя за нравственный образец независимо от его эмоциональной привлекательности. Ролевые особенности воспитателя в какой-то мере идеализируются детьми, от оценки внешних качеств ребенок переходит к оценке его деятельности, а после и к оценке его нравственных качеств. Отношение к воспитателю обусловлено отношением воспитателя к детям, хотя в основном дошкольники оценивают воспитателя всегда положительно. Было замечено даже лучшее отношение к требовательному и строгому воспитателю, нежели к демократичному. Поскольку по представлению детей хороший воспитатель – это тот, кто воспитывает.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от воспитателя зависит, будет ли для нас приоткрыта дверь в эту жизнь, узнаем ли, поймем ли, из чего она состоит. Воспитатель может стать нашим помощником в том, чтобы сделать жизнь наших детей в садике более радостной и успешной.
Родители, в свою очередь, должны уважительно относиться к человеку, который является специалистом в области воспитания детей и не навязывать ему модель взаимодействия воспитателя и детей.

Воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.
Воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое - свое будущее.

Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Воспитание ребенка –
Непростая работенка,
Нужно научить дитя
Всем основам бытия.

Чтоб ребенок одевался
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что нет,
Развивал свой интеллект.

Детский садик – его мир,
Воспитатель в нем – кумир,
Помогает малышам,
Подменяя на день мам.

I. Выполнение исследовательского задания «Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия»

II. Совместная работа с воспитателем в организации режимных процессов в первую половину дня.

Цель: Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия, представления детей о деятельности воспитателя, отношения к нему.

Учебно-исследовательские задания:

I. Наблюдение взаимодействия детей с воспитателем поможет вам выявить отношение ребенка ко взрослому. В ходе наблюдения обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

II. С целью определения мотивов отношения ребенка к воспитателю проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Детские ответы мотивировала известный белорусский детский психолог Е.А. Панько. Условно они были разделены по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы мотивировок отношения к воспитателю

1. Мотивы не осознанные.

Дети либо вообще на объясняют своего отношения, либо ограничиваются ответами типа «потому».

2. Общая недифференцированная оценка.

Дети пытаются мотивировать свое отношение к воспитателю следующим образом: « она хорошая». «потому, что люблю, она хорошая».

3. Оценка внешнего вида воспитателя: «она красивая», « потому, что она нарядная всегда, красивая».

4. Оценка по принципу личного отношения воспитателя к ребенку:

« потому, что она меня целует», « потому, что она меня не наказывает».

5. Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений: «она много сказок знает», « она все умеет делать».

6. Оценка деятельности, организованной воспитателем: « потому, что она играет с нами на прощание», « она нас учит рисовать», « показывает кукольный спектакль».

7. Оценка внимания воспитателя ко всем детям с утилитарной позиции: «она нас кормит» и т.п.

8. Оценка нравственных качеств личности: « она добрая», «она ласковая», « она веселая такая».

9. Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: « дает дежурить», «разрешает мне включать телевизор (если он есть в группе или что-либо другое)».

Запись беседы ведите по следующей схеме:

Каждый учащийся должен опросить не менее 6-8 детей

III.Рисуночный тест « Моя воспитательница» дополнит полученные данные о характере отношений дошкольников к воспитателю.

Ребенку предлагается лист белой бумаги, 6 цветных карандашей

(красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный), ластик, сообщается тема рисунка. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаются последовательность рисования, комментарии ребенка, эмоциональные реакции на изображаемое.

После выполнения задания выясните: «Кто тут нарисован?», «Что она (и) делает(ют)?»

Об отношении к воспитателю «говорит» реакция ребенка на предложение нарисовать своего воспитателя, стиль детского рисунка, его композиция, расположение фигур, последовательность их изображения, величина, декорирование, использование цвета. Образ любимого воспитателя создается с желанием, старанием, с него обычно начинается рисование, его располагают, как правило, в центре, себя, других людей - рядом, выносятся детали фигуры, одежды; используются разнообразные яркие цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями. Изображение воспитателя сбоку, отдельно от детей, «стена», преграда между детьми и им, схематичность, небрежность, неоконченность рисунка, темные, однообразные цвета говорят о негативном отношении к человеку, его негативном восприятии.

IV. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите беседу с детьми (Н. Я. Михаленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет? Не хочет или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-либо разговаривает?

А хотел(а) бы ты быть воспитателем?

Вопросы для обсуждения.

1. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь призму детского восприятия, опираясь на ответы детей и результаты тестирования.

2.Каковы мотивы отношения ребенка к воспитателю?

3.Каковы представления детей о деятельности воспитателя? Оцените их.

4. С кем из персонажей ассоциируется у вас воспитатель:

С любящей играть и слегка легкомысленной Красной Шапочкой;

Со строгой, назидательной Мальвиной;

С суровым и сердитым Карабасом-Барабасом;

С «наседкой», опекающей детей и не дающей им сделать лишнего шага;

Со Спящей Красавицей, безразличной к детям;- с Мэри Попинс, умеющей увлечь детей и заинтересовать, представляющей им все для развития их способностей и самостоятельности.

Ц е л ь: стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.

  1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
  2. Обратите внимание на внешний вид воспитателя и всех сотрудников детского сада.
  3. Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их в проведении режимных вопросов с детьми различных возрастных групп.

Т е м а 3

Воспитатель в системе педагогического взаимодействия

Задание 6.

Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».

Ц е л ь: определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.

  1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю Е.А.Панько условно распределила по группам, знакомство с ними поможет вам проанализировать ответы детей.

ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ - МОТИВИРОВКИ ОТНОШЕНИЯ

К ВОСПИТАТЕЛЮ

Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших - подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.

Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:

Имя ребенка 1-й вопрос 2-й Вопрос 3-й Вопрос 4-й Вопрос Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?

4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.