08.05.2021

Страхи у ребенка 7 лет рекомендации. Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления


Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям :

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что...». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот-реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Детские страхи… Что же это такое и как с ними бороться? Как правило, реакция взрослых на страхи детей бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать любимому чаду успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой. Третьи же начинают ругать и даже наказывать ни в чем не повинного малыша, полагая, что все страхи он выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.

И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. А ведь это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. Своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития.

Даже в том случае, если невроза получилось избежать, страхи у ребенка, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве.

Суть детского страха

Что же такое детские страхи и какова их природа происхождения? Страх – это эмоциональная реакция психики на воздействие угрожающих факторов. Однако, как показывает психоанализ детских страхов, специфика их такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а само возникновение проблемы обусловлено очень богатым и ярким детским воображением. Источником для воображения ребёнка является его окружение, в частности, взрослые люди, чрезмерно эмоционально обсуждающие в присутствии детей проблемы пожаров, стихийных бедствий, ДТП и прочих несчастных случаев.

Детские ночные страхи могут быть вызваны просмотром фильмов ужасов. Зачастую нам кажется, что ребёнок занят своими делами и не обращает никакого внимания на происходящее на экране. Однако на самом деле это впечатление очень обманчиво – малыш, словно губка, впитывает всю информацию. А так как он не всегда до конца способен отличить правду от вымысла, это впоследствии приводит к возникновению детских страхов.

Причины возникновения страхов у детей

Также существует множество различных предпосылок для развития страхов у детей. Причины возникновения их зачастую спрятаны гораздо глубже, чем кажется. Там, где взрослые и не догадываются искать их. Психологи называют основные из них:

  1. Каким бы это ни показалось странным, но урбанизация внесла свою огромную лепту в учащение случаев возникновения детских страхов

    Ребёнок может чувствовать себя одиноким, уставшим от постоянного изобилия новой, зачастую абсолютно ненужной ему информации. Кроме того, городские дети, как правило, зачастую страдают от гипертрофированной опеки родителей, что тоже весьма неблагоприятно сказывается на детской психике, делает ребёнка неуверенным в себе и боязливым.

  2. Нехватка общения со взрослыми людьми также далеко не безобидна

    Никакие компьютерные игры, телевизор и самые дорогие игрушки не могут заменить ребёнку живого человеческого общения. Отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями в половине всех случаев является причиной возникновения детских страхов. Очень часто для полного их устранения достаточно просто проводить с ребёнком больше времени. И не просто находиться рядом, а именно общаться: совершать совместные прогулки, играть, читать.

  3. Психологи заметили некую закономерность: те дети, которые не получают необходимую им по возрасту физическую нагрузку, гораздо чаще сталкиваются с проблемой возникновения у них страхов.
  4. Доминантное поведение матери также является причиной возникновения детских страхов

    Если женщина занимает лидирующую роль в семье, позволяет себе агрессивное поведение по отношению к остальным членам семьи, страхи у ребенка в подобном случае ему обеспечены.

  5. Ссоры в доме также почти неизбежно приводят к появлению сильных детских страхов

    Ребёнок не до конца осознает, что же происходит в его семье, однако то, что что-то не ладно, он прекрасно чувствует. И эти тревоги воплощаются в страхах, хотя истинные причины детских страхов так и остаются загадкой для родителей.

Диагностика детских страхов

Немаловажной составляющей частью работы психолога с детскими страхами заключается в их диагностике и установлении причин. Как правило, для детских психологов диагностика детских страхов не составляет никакого труда. Все они очень схожи между собой. У каждого психолога существует своя методика выявления детских страхов. Но в целом, по своей сути, они все очень похожи и основываются на основных типичных особенностях детской психики.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только разновидности психологической болезни, но и причину ее возникновения. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом. Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого ребенка.

Классификация детских страхов выделяет два основных типа:

  1. «Немые» страхи

    Это когда сам ребёнок отрицает наличие проблемы, однако оно абсолютно очевидно для родителей. Сюда чаще всего относятся страхи животных, громких звуков, незнакомых людей и непривычной обстановки.

  2. Страхи – «невидимки»

    Здесь все наоборот. Малыш осознает свои страхи, а вот взрослые, напротив, не замечают никаких признаков их присутствия у ребенка. Невидимые страхи гораздо более разнообразны, психологи определили огромное их количество. Мы же приводим наиболее часто встречающиеся:

  • Страх ребёнка перед наказанием за какой–либо проступок

    Причём ошибка может быть настолько незначительной, что взрослые просто не обратят на нее никакого внимания. Наличие подобных страхов свидетельствует о серьёзных проблемах во взаимоотношениях ребёнка с родителями, порой даже может являться следствием чрезмерного строго обращения с малышом. В случае появления подобного страха родители должны серьёзно задуматься о своей модели поведения с ребёнком и пересмотреть её, во избежание серьёзных проблем.

  • Страх крови

    Очень многие детки при виде маленькой капельки крови, показавшейся из ободранной коленке, начинают кричать с такой силой, что можно подумать, что ранка – это не маленькая царапина, а снятая живьём кожа, которую, ко всему прочему, посыпают пачкой соли. На самом деле ребёнок кричит не от боли, а от панического страха. Это абсолютно неподконтрольное ребёнку чувство, поэтому подсмеиваться над ним не стоит. Страх перед кровью обусловлен чаще всего банальным незнанием физиологии – малышу кажется, что вся кровь вытечет и он умрет. Собственно говоря, боязнь крови является производной страха смерти.

  • Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.

Как вы можете сами убедиться, далек не всегда тот факт, что ребёнок не говорит родителям о своих страхах, означает, что их нет на самом деле. В том случае, если родители отрицают явление детских страхов как таковых, а, соответственно, не видят необходимости работы с ними, они могут протекать бессимптомно. Однако в подобном случае негативные последствия для детской психики будут в разы тяжелее, чем если бы родители признали проблему и помогли ребёнку в преодолении детских страхов.

Однако те родители, которые сами обладают мнительным характером и излишней впечатлительностью, также могут усугубить ситуацию, создав вокруг неё ненужную суматоху, тем самым концентрируя и закрепляя внимание малыша на имеющейся проблеме. А ведь работа с детскими страхами заключается как раз в том, чтобы выявить страхи и заставить ребёнка забыть их, не акцентируя на них внимание ребёнка.

Порой даже встречаются ситуации, в которых родители невольно, на подсознательном уровне, могут проецировать собственные страхи на своих детей. Это, как правило, боязнь смерти родителей, который рано или поздно испытывает любой ребёнок, страх наказания (чаще всего встречается у мужчин). Как правило, если родителям удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление их становится гораздо быстрее и легче.

Выявляем причины детских страхов

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы:

  • Рисование

    Даже в том случае, если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер. Лепка из пластилина подойдёт тем детям, которые не любят рисовать. Рекомендации родителям в данном случае абсолютно идентичны.

  • Если вышеназванный способ не помог определить причин возникновения детских страхов, вы можете предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша

    Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во вторых, может пригодиться вам в будущем, в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка.

Ещё одним действенным способом того, как победить страхи у детей, является разговор с ребёнком на волнующую его тему. Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку. Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.

Классификация детских страхов по возрасту

Существуют различные классификации детских страхов, понятных лишь психологам, поэтому приводить их все нет смысла. Однако ниже перечислен наиболее полный список часто встречающихся детских страхов, с учётом возрастных особенностей, ведь этот синдром различен в разных возрастных категориях.

Детские страхи у малышей от 0 до 3 лет

  • Каким бы странным это ни казалось, но дети первого года жизни также подвержены детским страхам

    Например, это может быть страх перед новой обстановкой. Наверняка любая мама замечала, как меняется малыш, стоит ему попасть в незнакомое помещение.

  • Также у малышей распространен страх потерять маму

    Он настолько распространен, что описывать проблему просто не имеет смысла. Однако, к сожалению, очень часто подобный страх принимается за избалованность и капризы ребенка.

  • В возрасте от одного до трёх лет появляются новые детские страхи, невольными виновниками которых становятся родители крохи

    К примеру, страх темноты, когда ребенка пугают «бабайкой» и прочими мифическими персонажами.

  • Существует также страх ребенка остаться одному хотя бы на минуту

    Как правило, возникает он именно из-за того, что элементарную потребность малыша в родителях в первый год жизни взрослые сочли за обычную избалованность, и ребенок был лишён постоянного тесного контакта с мамой.

  • Ночные страхи. В большинстве случаев они являются продолжение страха темноты. Помните о том, что просмотр некоторых современных мультиков способен значительно усугубить ситуацию.

Детские страхи у детей 3-5 лет

  • Панический страх перед одиночеством;
  • Страх темноты.
  • Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может отказаться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.
  • Детский ночной страх в этом возрасте вызывается сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отождествляет их с вполне реальными людьми.

Страхи у детей 5-7 лет

В возрасте 5-7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни маленького человечка могут появиться новые страхи.

  • К примеру, ночные страхи в 7 лет приобретают новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.
  • Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на малыша не приносит ничего, кроме вреда.
  • Под воздействием разговоров взрослых людей и просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками. Кстати, зачастую взрослые усиливают сей страх, излишне опекая ребёнка.
  • В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется страх перед собственной смертью, смертью родителей.
  • Кроме того, страх смерти у ребенка, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

Страхи у детей 7-11 лет

У детей в возрастном промежутке от 7 до 11 лет появляются новые страхи, связанные с новым этапом в их жизни.

  • Страх перед школой.
  • Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.
  • Страхи перед получением плохой оценки.

В рамках программы коррекции детских страхов психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны мама и папа малыша.

  • Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения

    Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности.

  • Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама

    Замечено, что у детей властных, строгих матерей страхи встречаются гораздо чаще и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

  • Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным

    Даже если вы почти всё время проводите на работе или же у вас родился младший ребёнок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо, превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

  • Однако и прививать ребёнку чувство собственной исключительности также не стоит

    Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

  • Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

  • Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Говоря о том, как побороть страхи у детей, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все они носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. В том же случае, если у вас не получается самостоятельно справиться с детскими страхами и вы не знаете, как бороться с их последствиями, вы всегда можете обратиться за помощью к психологу, который подскажет вам, как избавиться от проблемы. Как правило, проблему можно устранить в любом, даже самом тяжёлом и запущенном случае, однако желательно не тянуть время, чтобы не травмировать детскую психику.

Детские страхи — это состояния, при которых происходит острое переживание чувства опасности и прямой угрозы, исходящее от обычных явлений, которое бывает только в детском возрасте. Детский страх – один из способов познания мира и мощнейший фактор социализации, осознание малышом конечности бытия и границ своих собственных возможностей. Период переживания детских страхов необходим, он позволяет молодой человеческой личности созреть и осознать себя. Различным периодам жизни малыша свойственны разные страхи.

«Нормальный» детский страх держится не более месяца, а затем бесследно проходит, а иногда сменяется новым. Задача родителей – помочь малышу пережить детские страхи без потерь, чтобы они были окончательно преодолены. Если детский страх вовремя не пережит и не освоен, он может надолго задержаться и остаться во взрослом возрасте, что значительно усложнит жизнь.

С эволюционной точки зрения страхи, переживаемые в детстве, нужны для удержания малыша от соприкосновения с опасностью и неразумных поступков с печальными последствиями.

Исследователи выявляют несколько существенных причин и провоцирующих факторов, которые подталкивают неустойчивую психику малыша к формированию детских страхов.

Причина Описание
угрозы и гнев взрослых малыши воспринимают взрослых как находящихся на недосягаемой высоте, и в силу возраста ничего не могут противопоставить им
внушенные опасности опасения родителей типа «не подходи – убьет!» воспринимаются ребенком буквально и вызывают соответствующую реакцию
«страшилки» сверстников старшие дети могут намеренно третировать чувствительного малыша, запугивая его байками
конкретное происшествие испуг, вызванный конкретным событием – непонятным громким звуком, лаем, треском, ударом – «застревает» в психике ребенка
невроз функциональное или обратимое нарушение нервной системы, вызванное сильной психической травмой или длительным эмоциональным напряжением
угрожающие фантазии неодушевленные предметы дети наделяют свойствами живых, и ночные тени, колебания света или открывшаяся дверца шкафа представляется ребенку такой же страшной и опасной, как и реальная угроза жизни
семейные конфликты в ссорах и размолвках родителей маленькие дети винят себя, и страдают от этого
обиды, причиненные сверстниками ребенку, как и взрослому, необходимо признание. Если детский коллектив не принимает малыша, у него обязательно разовьются страхи
отдельное жилье дети, живущие в многоквартирных домах, имеют больше возможностей для общения, чем малыши коттеджных загородных поселков
единственный ребенок малыш, который общается дома только со взрослыми, более подвержен тревоге и страхам, и наоборот, наличие братьев и сестер не дает страхам укорениться
возрастные родители родители, утратившие собственную непосредственность, опекают ребенка слишком активно, и ему передается их тревожность
пол у девочек страхи развиваются чаще

Как связаны возраст и страхи?

Для каждого возрастного периода характерны свои детские страхи, ребенок боится того, что он уже в состоянии осознать. С рождения и до подросткового возраста дети переживают биологические страхи, далее – социальные.

Дети первого года жизни боятся громких звуков, раздевания, незнакомой обстановки. Страхи возникают перед неизведанным, и это вполне естественно, но у здорового малыша испуг быстро проходит и сменяется интересом к тому, что происходит вокруг.

Детей от 1 до 3 лет больше всего пугает расставание с родителями, травмы и страшные сны. В этот период могут появиться ночные кошмары, особенно в неблагоприятных условиях – в новой квартире, например. До достижения 3-х лет малышу лучше проводить время с родителями, а детский коллектив начать посещать позже – это гарантия того, что малыш вырастет уравновешенным (при нормальной наследственности, конечно).


Самый большой детский страх возраста от 3 до 5 – темноты, с ним тесно связана боязнь остаться одному. В этом возрасте детей лучше не оставлять в комнате одних, у них мгновенно возникает страх замкнутого пространства.

Младшие школьники от 6 до 7 лет переживают глубокий страх смерти. Это естественный процесс, когда ребенок осознает, что жизнь не вечна. Страх приходит независимо от того, происходит ли в семье или кругу знакомых уход из жизни кого-либо. Неизбежный возрастной страх приходит ко всем детям, это этап развития личности.

С 7-и лет и до пубертата возникающие страхи могут отражать события, происходящие в близком окружении: война, боль, нападение, наказание, падение с высоты, неодобрение родителей, одиночество.

Подростки пробуют себя в мире взрослых, и страхи у них соответствующие – физического уродства, провала, крушения планов, одиночества, невозможности самореализации.

Классификация

Весьма условна, но, все же, позволяет определиться с тем, насколько конкретный детский страх соответствует этапу развития малыша.

В раннем возрасте ребенку свойственны биологические страхи – смерти родителей, огня, воды, высоты, глубины, темноты, чудовищ. Социальные страхи присоединяются позднее, когда необходимо занять свое место в обществе.

Психологи подразделяют детские страхи на 3 основные группы.

Страх Причина
Сверхценный Основа – фантазия, когда ребенок воображает те события, которых нет. Главные страхи этой группы – утрата родителей, хотя они молоды и здоровы, и страх темноты, в которой притаились неисчислимые опасности.
Навязчивый Возникает только в конкретных ситуациях. Это боязнь замкнутого пространства, высоты, воды. В обычной жизни малыш ведет себя естественно, а в некоторых местах его обуревает страх.
Бредовый Причину выяснить удается не всегда. Малыш может бояться чего угодно – закрытой двери, боя часов, игрушки. Иногда причина может выясниться во взрослом возрасте, когда человек может объяснить, какой предмет или явление сильно испугало его в детстве.

Симптомы

Расскажет ребенок или нет о том, чего он боится, зависит от многих факторов. Открытый добродушный малыш может рассказать о своих переживаниях, если между ним и родителем существует доверие. Чаще дети молчат и скрывают то, что их беспокоит – они не знают, как к этому отнесутся родители, не высмеют ли, не станут ли ругать.

Определить наличие детских страхов можно по поведению ребенка. Боящийся ребенок напряжен, тревожен, испуган, часто замкнут. Он вздрагивает, не приближается к предмету, которого боится, плачет по ночам, не отпускает от себя взрослого.

Предметно определить наличие детского страха предлагает методика психологов Панфиловой и Захарова. Нужно нарисовать два домика: один черный, а другой красный. Взрослый называет все возможные страхи и расселяет их по домам: в черный то, чего малыш боится, а в красный – все остальное.

Существует также множество опросников, которые без труда обнаруживаются в свободном доступе: Луизы Дюсс, Акопяна и другие.

Самый простой тест, который понятен и доступен всем детям и родителям – рисунок своего страха. Ребенок на чистом стандартном листе рисует, используя цветные карандаши.

То, что первым бросается в глаза на рисунке, и есть самый большой страх. Это может быть животное, человек, природное явление или неодушевленный предмет. Важно обратить внимание на цвет. Черный, коричневый и серый говорят о том, что ребенок переживает сильный стресс, буквально подавлен детскими страхами.

Остальные цвета распределяются так:

Полезно предложить ребенку нарисовать семью. В понятие «семья» малыш включает тех, кого часто видит – знакомых, соседей, животных. По рисунку будет понятно, какой человек оказывает на малыша наибольшее влияние. На таких рисунках могут обнаружиться незамеченные взрослыми страхи: боязнь отца, бабушки, собаки или трамвая.

Рассматривая рисунок, нужно понимать, что мир ребенка кардинально отличается от мира взрослого. Для малыша реально все: и настоящие события, и выдуманные опасения. Детально разобрать рисунок лучше всего с психотерапевтом или психологом, это поможет понять своего ребенка.

Коррекция страхов

Начинается с контакта взрослых с психиатром или психотерапевтом. Достаточно часто в коррекции нуждаются именно взрослые, которые своим поведением индуцируют развитие страхов у малыша.

Если родители сами по себе трусливы – чаще это мамы и бабушки, то они невольно поддерживают у малыша стремление бояться всего. Это часто бывает в семьях, где ребенка долго ждали, после ЭКО, например. Страхи у таких малышей возникают буквально на ровном месте, по незначительному поводу.

При тех страхах, которые не нарушают привычную жизнь, можно апеллировать к адекватному взрослому в конкретной семье, попросить его доверительно пообщаться с малышом, расспросить обо всех страхах. Несколько дней, проведенных с уверенным в себе уравновешенным взрослым – отцом, дедом, дядей, двоюродным братом – способны изменить отношение малыша к окружающему миру, снять тревожность и боязливость.

Тревожных родителей психотерапевт обучает нормальному реагированию на ежедневные житейские вызовы. Спокойная доброжелательность взрослых – залог того, что ребенок успешно преодолеет свои страхи.

Однако иногда требуется отдельная работа с конкретными страхами.

Страх темноты, высоты и воды

Эти страхи преодолевают тематическими сказками и играми. Прежде всего, нужно попытаться «вытащить» страхи детей – нарисовать, вылепить, показать на песке. Визуализация переживаний сама по себе снимает многие опасения. Изображенный, конкретно показанный страх теряет половину своего устрашающего воздействия.

На основе обнаруженных опасений взрослый и малыш сочиняют сказку, в которой ребенок играет роль доброго и храброго великана, а страх представляется трусливым и злым персонажем. Все происходит, как и положено в сказке – добро побеждает зло. После этого конкретные страхи ребенка проходят окончательно, потому что не имеет смысла бояться того, что повержено.

Прекрасно работает игра в прятки, когда вещь прячется то в светлой комнате, то в темном месте. За поход в темную комнату и обнаружение там спрятанного дается приз или много очков. Важно, чтобы малыш выиграл, взрослым лучше подыграть.

Страх высоты и воды прекрасно поможет преодолеть поход в аквапарк, где в избытке того и другого. Если аквапарка поблизости нет, то же самое – прыжки в воду, подъем на цветущий пригорок – можно проделать во время летнего выезда на природу.

Важно продемонстрировать малышу, что все пугающее может быть постепенно преодолено. В темную комнату можно входить со свечой или фонариком, и чудовища там не живут. Под лестницей тоже никого нет, если внимательно осмотреться. Высота открывает чудесный вид, а вода может быть теплой и качать на волнах.

Ночные страхи

Ночные страхи связаны с изменением окружающего мира при наступлении темноты и дневным перевозбуждением малыша. Вначале нужно попытаться упорядочить дневную активность.

Поход на природу, прогулки, посещение зоопарка, интересные игры со взрослыми или сверстниками насыщают впечатлениями и физически утомляют. Когда малыш вечером едва успевает коснуться подушки, чтобы заснуть, у него не остается времени на страхи.

Вечером и ночью все предметы меняют свои очертания, появляются тени и необычные источники света. Малыш этого не знает, и поэтому боится. Нужно наглядно показать, откуда что берется. Пугающие очертания могут быть вызваны включенным за окном фонарем, колеблющейся шторой, открытой дверцей шкафа. Нужно показать, как меняется тень при движении.

Полезно закончить разъяснение дневной игрой в театр теней. Это даст ребенку толчок к развитию фантазии.

Иногда дети просыпаются посреди ночи с криком и плачем, потому что им приснился кошмар. Нужно успокоить, дать воды и не покидать комнату, пока малыш не заснет снова. Днем желательно нарисовать кошмар, чтобы окончить его – закрыть на замок, запереть в клетку, поставить преграду. Рисованное ограждение конкретное мышление ребенка принимает за настоящее, и детские страхи заканчиваются.

Разделение реальности и вымысла

Разъяснять и показывать реальные опасности нужно малышу постоянно, практически каждый день. При этом требуется сохранять спокойствие и не преувеличивать опасность, чтобы не удобрять почву для развития детских страхов.

Например: огонь – это опасно, от спичек может сгореть дом. Но если спички не трогать, то ничего и не будет. Нужно показать, как они зажигаются, как горят, как разгорается костер. Но одновременно показать, что от воды костер погаснет, что канавка в земле не даст огню распространиться, что на костре можно сварить уху и согреть чай. При разъяснениях требуются простые конкретные примеры, ничего отвлеченного ребенок 3-5 лет понять не может. Отграничение вымысла от реальности – важный этап формирования мышления.

Психоанализ детских страхов

Этот метод объяснения детских страхов ввел в обиход Фрейд, австрийский психиатр и невролог. Согласно его теории, формирование детских страхов основано на естественной возрастной сексуальности.

По Фрейду, ребенок проходит 3 основные стадии:

  1. Оральная, с рождения до 1 года, когда все возможные удовольствия связаны с областью рта – сосание, вкусы новой еды, потребность пробовать все новое «на зуб». Недостаточная удовлетворенность процессом еды, нервозная обстановка в этот период портят характер человека навсегда.
  2. Анальная – с рождения до 2-го года, когда ребенок приучается пользоваться горшком и понимает, что может управлять своим телом. В этот период важно не подавлять самостоятельность, чтобы избежать формирования детских страхов в дальнейшем. Попытки «сломать» малыша и неуклонно выполнять все родительские требования в это время ведут к формированию личности без воли.
  3. Генитальная – с 2-х лет. В это время ребенок обнаруживает половые различия, и активно их изучает. Девочки приобретают опыт эротической чувственности. Жесткий запрет на изучение себя ведет к разнообразным характерологическим нарушениям, формированию массивных детских страхов, часто переходящих во взрослое состояние.

Детство – это период для получения разностороннего опыта. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем легче будет ему развиваться дальше. Преодоление детских страхов начинается с разнообразной, веселой, насыщенной жизни в доброжелательной семье.

Детские страхи относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, они проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая особенность проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества. Диагностируется и лечится недуг психологом или гипнологом. Для этой цели применяют специальное тестирование, опросники, индивидуальные беседы.

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины синдрома страхов у детей

Испуг - это основная причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

  • внезапный крик;
  • паника родителей;
  • укус животного или насекомого;
  • травма;
  • похороны родственников и тому подобное.

Ребенок, воспитываемый в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имели место ссоры и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

Другие причины:

  1. Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией сына или дочери, отфильтровывая просматриваемые фильмы.
  2. Семейные дрязги. В редкой семье исключены ссоры между взрослыми. Скандалы с использованием громких и нецензурных выражений, битье тарелок, приводят к тому, что малыш растет пугливым, капризным.
  3. Социальные разлады. Проблемы в отношения со сверстниками, педагогами и окружающими - одна из причин детских страхов. Девочка или мальчик , ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.
  4. Неврозы. Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается.

Чего боятся дети?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

  1. Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.
  2. Родители напоминают отпрыску о его боязни с насмешкой. Выход - принять страхи у детей, как свои, найти специалиста.
  3. Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.
  4. Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение и дружбу.
  5. За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.
  6. Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять хотя бы час времени на беседу «по душам».
  7. Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.
  8. Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.
  9. Неполноценная семья. Если отпрыск воспитывается только мамой, она должна позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  1. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  2. Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  3. Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  4. Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом - заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

  • ходят за мамой или папой везде;
  • в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
  • проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
  • капризничают;
  • рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
  • боятся изображение объекта страха;
  • проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Как выявить причину детских страхов?

Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.

Психология детских страхов по возрастам

В зависимости от возраста человека, детские страхи имеют свои особенности. До трех лет малыши познают основные навыки жизни, приходит осознание половых различий, деление людей на своих и чужих. В этот отрезок времени семья является для маленького гражданина надежным убежищем, при условии отсутствия конфликтов. В психологически здоровой «ячейке общества» малыш быстро забывает боязнь рождения.

Детские страхи в этом возрасте аналогичны маминым стрессам. В 2–3 года ребенок иногда испытывает испуг или ревность при рождении братика либо сестрички. Дите боится ухода родителей, самостоятельного отхода ко сну, резких звуков, незнакомых людей, падения при первых шагах. Некоторые страхи являются прямой проекцией боязней взрослых.

Как оградить от детских страхов? Не стоит выяснять с супругом отношения в присутствии малыша, считая, что он ничего не понимает. Ребенок моментально считывает напряжение в обстановке, реагируя плачем на поведенческое изменение родителей. При грудном вскармливании следует свести к минимуму возможные ссоры с членами семьи, поскольку переживания передаются с молоком матери. Здоровая атмосфера дает возможность крохе обрести уверенность и найти свою личностную позицию.

При рождении второго ребенка тревожность можно преодолеть, переключив внимание на заботу о младшем. Чем дольше мама с малышом в контакте на этом этапе, тем лучше. Полезным станет приучение чада к самостоятельности. Сказки на ночь следует подбирать аккуратно, избегая «страшилок» и печальных историй.

От 3-х до 5-ти лет

Маленький человек в этом возрасте максимально чувствителен и эмоционален. Сфера познания намного расширяется, что служит плодородной почвой для появления детских страхов. Происходит процесс сближения с родителями и другими детьми. Дружба с новыми товарищами может продлиться всего пару дней, приходит осознание социума, того, что есть не только «Я», но и «Мы». Активно развивается воображение, малыш пытается подражать персонажам любимых сказочных героев.Часто наблюдается раздражительность, перепады настроения, обидчивость. Иногда родителям предъявляются требования постоянного нахождения рядом.

Одним из характерных детских страхов 3–5-летнего возраста считается боязнь того, что его разлюбят. Заметно проявляется испуг одиночества, ребенку надо уделять больше времени. Нередко возникают фобии закрытого пространства, наказания.

Лучшей защитой от страха станет достойный пример, открытое проявление любви как к ребенку, так и к супругу (ге). Поцелуи, обнимание, поглаживание - максимально важно. Не стоит говорить фраз о том, что вы сейчас не любите свое чадо, так как оно себя плохо вело. Это может отложиться в памяти на долгое время.

5–7 лет

Дети определяют в окружающих хороших и плохих людей. К первой категории они относят тех, кто проявляет доброту, улыбается. Плохими считают тех, кто злится, приносит неприятные ощущения (например, врачи). В этом возрасте нередко проявляется мнительность и тревожность.

Детские страхи в 5–7 лет:

  • боязнь своей или родительской смерти;
  • кошмарные сны (ночные истерики);
  • страх перед уколами, укусами, высотой, ;
  • тревожность по отношению к потустороннему, наказанию от родителей;
  • испуг перед будущим.

Уберечь от детских страхов можно при помощи убеждения ребенка в безопасности, с приведением доказательств, что окружающий мир нестрашен. Главное, не травмировать психику угрозами и криком, разговаривать ровно, спокойно, объяснять, что плохие слова, проскакивающие в его речи, неприемлемы. Гиперчувствительным детям необходимо читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

От 7-ми до 11-ти лет

Школьники уже не ведут себя эгоистично, начинают осознавать, что социум требует обоюдного контакта между сверстниками, учителями. Развивается дисциплинированность и чувство долга.

К детским страхам этого возраста по-прежнему относится боязнь смерти, переживание за родителей. Проявляется испуг перед нападением чужих людей, плохими отметками, пожарами, ограблениями. Фобии становятся конкретными, но не такими сильными, поскольку школа забирает большую часть внимания. Не исключено развитие чувства вины, особенно, если ребенок отличается от других.

Предостерегают страхи при помощи воспитания в сыне или дочери уверенности. Прислушивайтесь к отпрыску, не настаивайте на дружбе с теми, кто ему неинтересен. Он должен четко понимать, что его ждут дома, вне зависимости от того, всегда ли все получается так, как надо. Хвалите за ответственность и помощь, пусть даже она незначительна.

Возраст 11–16 лет

Это сам нелегкий период взросления. У подростков меняется мировоззрение, появляются собственные принципы. Иногда трансформация наступает так резко, что родители чувствуют потерю контроля над ситуацией. Человек начинает настраивать межличностное общение, приоритетом становится самооценка.

К страхам у детей этого возраста относится непонимание, они ощущают себя двойственно. Подростку хочется слиться с общим коллективом, при этом не распылить индивидуальность. Еще одна распространенная боязнь изменения внешности. Девочки эмоциональнее мальчиков, наступает в 15 лет. Оно сопровождается испугом перед порицанием и позором, может трансформироваться в фобии.

Для предотвращения расстройств необходимо повышать самооценку ребенка, оценивать его достойные поступки. Девочек нужно убеждать в их привлекательности, парней - в своем доверии. Важно найти оптимальную грань между возбудимостью и агрессией подростка, понимая, что он является отображением родителей.

Синдром страха школьников

Этот вид боязни выделяют в отдельную категорию. Она может появиться с началом школьной жизни, если ребенку сложно пережить разлуку с родителями. Это бывает связано с тем, что взрослый сам не в восторге был от школы, негативно о ней отзывался. Решение учебных задач вместо школьника приводит к потере ответственности за собственные поступки.

Проще справиться со страхом детей, которым с детства прививали некую самостоятельность. Проблемы одиночества проще переживаются в школе теми учениками, которые воспитывались в детском саду. Постепенно ребенок пытается подстроиться под окружающих.

Диагностика страхов у детей

Боязни в детском возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, ребята не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяют техники психодиагностики:

  1. Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста клиента.
  2. Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия - один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.