25.11.2023

Международный день школьных библиотек линейка. Как проходить День школьных библиотек? Но это не решает всех проблем


Международный день школьных библиотек появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября. Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. Теперь каждая организация может выбрать любой подходящий день для проведения праздника и мероприятий.

Главной целью месячника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы. В рамках Дня школьных библиотек проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы.

Из года в год Международный день школьных библиотек отмечают в четвертый понедельник октября. В 2018 году праздник припадает на 22 октября. Главная цель праздника: привлечь внимание общества к школьным библиотекам, которые необходимо регулярно пополнять новой литературой. Международный день школьных библиотек не является официальным выходным.

История Международного дня школьных библиотек

Международный день школьных библиотек начали праздновать в 1999 году по инициативе специализированной организации ЮНЕСКО. Было принято решение отмечать данный праздник каждый четвертый понедельник октября.

В 2005 году официальный статус праздника подтвердил президент Международной ассоциации школьных библиотек Питер Дженко.

В 2008 году было принято решение Международный день школьных библиотек преобразовать в Международный месячник школьных библиотек. Участники данной акции могли самостоятельно выбирать дату проведения месячника.

В России Международный день школьных библиотек впервые отметили в 2008 году. Девизом праздника стали слова «Школьная библиотека – на повестке дня». Ежегодно в этот день проходят съезды школьных библиотекарей, проводят лекции и семинары для школьников, студентов, их родителей и учителей. Традиции празднования сохранились и лишь набирают обороты среди населения.

Традиции празднования Международного дня школьных библиотек

Ежегодно 22 октября в перечень традиционных мероприятий входит:

  • презентация лучших библиотекарей;
  • проведения лекций, семинаров и конференций;
  • чествование ветеранов.

В этот день все желающие могут посетить интересные мероприятия, на которых обсуждают проблемы современной библиотеки. Традиционно в Международный день школьных библиотек устраивают сбор классической литературы. Школьники с радостью готовят праздничные стенгазеты.

Писатели нередко устраивают встречи со своими поклонниками в этот праздник, рассказывают о секретах работы, дают советы молодому поколению.

В Международный день школьных библиотек проходят конкурсы юных чтецов и поэтов. Всем участникам вручают ценные подарки.

Поздравления в стихах к Международному дню школьных библиотек

Этот праздник не простой,
Он международный,
На дворе мы встретим День
Библиотеки школьной.
Ждут учебники ребят,
И писатели скучают,
Книги выстроились в ряд,
Знания сохраняют.
Приходите вы почаще
В школьную библиотеку,
И расскажут книги вам,
Многие секреты.

В нашей школе работает библиотекарь,
Она всем детям книги выдает,
И нет спокойнее, и мудрее человека,
С радостью она всех примет.
За окном международный праздник,
Мы вас искреннее сегодня поздравим,
Труд ваш очень благородный,
И проходит в абсолютной тишине.
Пусть вас любят все ребята,
И подарят вам добро,
И тогда наш мир предстанет,
В новых ярких красках.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК 2017: ИСТОРИЯ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ Международный день школьных библиотек (International School Library Day) отмечается во многих странах ежегодно в четвертый понедельник октября, начиная с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. Причём каждый год он посвящён определённой теме. В 2017 году праздник выпадает на 23 октября. Главной целью праздника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы. Традиции праздника «Школьные библиотеки – это соучастники в открытиях, идеях, обучении. Они призваны обслуживать учебный процесс, приучать детей к книге и работе с информацией, приучать детей к книге и работе с информацией. Кроме того, библиотека в школе – центр культуры и досуга. Именно библиотека создает культурное пространство школы. Распространяя информацию о культурных ценностях народа, культурной жизни родного края, новых книгах, библиотека постепенно формирует вокруг себя культурный фон школы. Во многих странах праздник получил статус «месячника» и отмечают его в течение всего месяца, проводя различные мероприятия. Каждая школа, на протяжении всего месяца, выбирает день, когда будет проводиться основной праздник, а все остальные дни проходят с небольшими мероприятиями. Основная же задача месячника школьных библиотек – привлечь внимание учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений. В рамках Дня школьных библиотек среди прочих проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, а также литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы. При помощи учеников библиотекари готовят стенгазеты и оформляют школьные уголки. Международный День Школьных Библиотек: история и традиции праздника Современный библиотекарь - это не только хранитель книг. Он еще и педагог, и артист, и психолог, и маркетолог, и специалист в области информационных технологий. В широком смысле это хранитель источников информации. Будь то глиняные таблички, книги, пленки, диски или файлы. Ему известны секреты навигации в бесконечном информационном патоке, секреты классификации, обработке и упорядочения информации, составления библиографических справочников и каталогов. Библиотекарь консультирует посетителей, выдает хранящиеся в библиотеке книги, периодику, файлы, ведет учет выданных и возвращенных материалов. Организует хранение информации и занимается ее поиском. Он принимает участие в создании фонда библиотеки (делает заказы на приобретение новой литературы, оформляет каталоги). Регистрирует и составляет подшивки периодических изданий. Интересные факты Библиотекарь - одна из древнейших профессий, ей более пяти тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы и жрецы, составлявшие собрания глиняных табличек. В былые времена профессия библиотекаря была очень уважаемой и исключительно мужской. Библиотекарями в свое время работали такие известные люди как математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский, баснописец Иван Крылов. В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России - Императорскую публичную, недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание латинского, греческого, французского и немецкого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть хотя бы тремя (слабо?) иностранными языками! Дорогие библиотекари! Желаю вам всем не терять бодрости духа, оставаться такими же творческими, мобильными, креативными, душевными и, безусловно, мудрыми! Удачи всем и во всём!. Книги мудрые на полках не пылятся И читателя всегда найдут, Если к сердцу сможет достучаться Тот, чей очень нужен труд. Вам, библиотекарям, так важно, На любой вопрос найти ответ. И плывет корабликом бумажным Драгоценный просвещенья свет!.

Коллективное творческое дело (КТД)

«Международный день школьных библиотек»

Время проведения мероприятия: 1 час.

Возраст участников: 13 – 14 лет

Форма проведения: игровая программа

Место проведения: аудитория

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    расширять кругозор учащихся;

    сформировать интерес к отмечаемому празднику;

    способствовать воспитанию коллективизма;

Задачи:

    развивать наблюдательность, внимание, память;

    развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

    побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.

Участники: ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд зависит от общего количества детей.

Необходимый инвентарь:

    изображения портретов писателей и поэтов;

    бланки ответов на вопросы викторины;

    бланки для решения головоломок и для написания письма младшим школьникам;

    медали для награждения.

Ход проведения мероприятия

На доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу.

(Уильям Мейкпис Теккерей)

Учитель: Ребята, перед вами слова английского писателя-сатирика XIX века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?

Дети выражают свое мнение.

Учитель: Молодцы ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?

Дети предполагают.

Учитель: Совершенно верно! Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.

Впервые президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.

В нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).

Следует отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек, отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день библиотек, который приходится на 27 мая.

Учитель: Ребята, а вы любите ходить в библиотеки? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: Библиотека школы всегда занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на качество обучения учащихся.

Библиотека школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в жизни для ребёнка.

Итак, ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать название и девиз.

Дети: Первая команда «Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».

Вторая команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно изумруду».

1 этап

Учитель: Итак, начинаем первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!

    Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

    В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).

    Совокупность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).

    В молодости этот писатель был участником обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы» (Толстой).

    Когда, по вашему мнению, появилась первая библиотека? (Первые библи o теки, обнаруженные археологами, относятся к IV веку до нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).

    Устный рассказ, в основе которого, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).

    Этот великий поэт и драматург никогда не хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).

    Перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).

Учитель: молодцы ребята, по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».

2 этап

Учитель: следующий этап называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из которых вы должны составить свое собственное стихотворение.

Список слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить, служить, радость.

Список слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.

Дети выполняют задание.

Учитель: молодцы ребята! Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».

3 этап

Учитель: Для следующего конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд. Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны, и как хорошо развита их память, ведь это так важно.

На доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.

Подводим итоги… Побеждает команда «Читатели».

4 этап

Учитель: Сегодня было получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята, предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:

Сеть локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.

Ответ: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)

Письмо для второй команды:

Водасбо тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.

Ответ: «Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)

5 этап

Учитель: молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.

Подведение итогов.

Дети завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет результаты, награждает победителей памятными призами.

По итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари» учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.

В любой школе мира имеется заветный кабинет, главной «начинкой» которого являются не стильная мебель или современная техника, а книги. Речь идет, конечно же, о школьной библиотеке. К услугам работающего в ее рамках специалиста - школьного библиотекаря - ежедневно обращаются как учителя, так и ученики. Интересно, что существует праздник мирового масштаба, посвященный библиотекам учебных заведений. Узнаем о нем побольше!


Сведения о празднике Международный день школьных библиотек

Интересующее нас торжество носит название Международного дня школьных библиотек. Впервые его отметили в 1999 году. Инициаторами учреждения такого праздника стали представители ЮНЕСКО. Время проведения общественно-значимой акции всегда одно и то же и приходится на четвертый понедельник среднего осеннего месяца.

О том, что новая дата внесена в календарь, объявил в соответствующий момент Бланш Вуллз - человек, занимавший в то время должность президента ASL (Международной ассоциации школьных библиотек). Официальный статус Международному дню школьных библиотек присвоили спустя 6 лет, в 2005 году, о чем сообщил Питер Дженко, сменивший на президентском посту указанного объединения уже упомянутого ранее Бланша Вуллза.

Прошло еще два года, и Международный день школьных библиотек из однократной ежегодной акции превратился в месячник. Об этом новшестве сотрудники «книгохранилищ» в учебных заведениях разных стран, поддерживающих проект, узнали от координатора праздничного мероприятия - Рика Малхолланда. Девиз первого октябрьского месячника в рамках общественно-значимой даты звучал следующим образом: «Грамотность и обучение в вашей школьной библиотеке». Примечательно то, что для проведения специфического праздника от школьных библиотекарей не требовалось следовать каким-то строгим предписаниям: достаточно было выбрать один день в указанном осеннем месяце на свое усмотрение для организации тематического мероприятия. Однако многие с недюжинным энтузиазмом отнеслись к этой инициативе, в результате посвятив Международном дню школьных библиотек неделю своего времени.



Как обстоит дело с Международным днем школьных библиотек в нашей стране? Российские школы присоединились к проведению месячника школьных библиотек относительно недавно - лишь в 2008 году. Именно тогда было организована и проведена эта замечательная полезная акция. Девизом ее послужила прекрасная фраза: «Школьная библиотека на повестке дня». В рамках отечественного месячника в большинстве российских школ прошли самые разные мероприятия: выставки, конкурсы, семинары, конференции, презентации и съезды библиотекарей.

История создания школьной библиотеки

Международный день школьных библиотек - прекрасный повод заглянуть на страничку истории.

Такое структурное подразделение учебного заведения, как школьная библиотека, появилось в конце XVII-го столетия. Произошло это благодаря усилиям москвичей, которые неоднократно подавали соответствующие ходатайства и прошения в вышестоящие инстанции.

Первыми появились школьные библиотеки в престижных учебных заведениях - гимназиях, училищах и кадетских корпусах. Постепенно этот процесс охватил школы среднего и низшего звена. Чуть позже данная структурная единица обосновалась даже в церковно-приходских училищах. О темпах возникновения школьных библиотек можно судить по следующей статистике: в 30-е гг. позапрошлого века в одних только гимназиях насчитывалось более 60-ти библиотек, а в церковно-приходских школах их было около 30-ти.


В 1860-м году власти провели реформу, имевшую большое значение для развития школьных «книгохранилищ». Она состояла в создании так называемой народной школы, в связи с чем началось формирование сети ученических библиотек. Становление этой системы происходило за счет средств, поступавших из карманов родителей, плативших государству за обучение своих детей, и благодаря добровольным пожертвованием неравнодушного населения.

В то время сетью школьных библиотек заведовало три правительственных органа: Министерство государственного имущества, Просвещения и образования, а также Синод. К началу XX-го столетия доля школьных библиотек в общем количестве всех структурных единиц данного типа составляла почти 80%. В 30-е гг. появилась профессия школьного библиотекаря. Ее возникновение было вызвано необходимостью улучшить библиотечное обслуживание.


Удивительно, но Великой Отечественной войне не удалось поставить раз и навсегда крест на идее разветвленной сети школьных библиотек. После ее окончания восстановление последних произошло в рекордно сжатые сроки. Вплоть до 1975 года в обязанность школьных библиотекарей вменялось лишь обслуживание учеников. Но, начиная с озвученного момента, к школьникам присоединиться и учителя.

Спустя 2 года школьные библиотеки стали укомплектовывать бесплатными учебниками. Вдобавок к школьному библиотекарю добавляются добавились новые специалисты: инспектор по учебным фондам и методист.

В настоящее время на территории России в рамках школ и подобных им учебных заведений свою деятельность осуществляют более 60-ти тысяч библиотек.

Задачи и функции


Школьную библиотеку образно называют «мозгом» школы. Справедливость этого неформального статуса подтверждают функции, которые выполняет библиотека в стенах общеобразовательного учебного заведения.

Всего можно выделить три таких основных функции:

Информационная . Она заключается в предоставлении школьникам и их наставникам возможности получать и использовать по своему усмотрению любые запрашиваемые ими сведения.

Культурная . Школьные библиотекари обязаны в рамках своей работы время от времени организовывать тематические мероприятия, целью которых является воспитание у учеников социального самосознания и культурное развитие.

Общеобразовательная . Имеется в виду способствование выполнению образовательных задач, обозначенных в школьной программе и присутствующих в концепции учебного заведения.


Направлений деятельности у школьных библиотек тоже несколько. Они должны быть оборудованы таким образом, чтобы дети, их родители и преподаватели могли беспрепятственно получать доступ к книгам и периодическим изданиям для прочтения и ознакомления; к компьютерным программам. Что касается непосредственно учителей, то они должны иметь возможность использования еще и методической и педагогической литературы. Методические консультации, оказываемые всем перечисленным категориям граждан, также входят в перечень услуг, оказываемых школьными библиотеками и их сотрудниками. Кроме того, деятельность школьных библиотек направлена на сохранение, пополнение и охрану книжного фонда.

Какие задачи стоят перед школьными библиотеками? Привитие ученикам любви к книгам, здоровому образу жизни, процессу чтения, удовлетворение потребностей педагогов информации, осуществление идейно-воспитательной работы. При этом школьные библиотекари должны использовать в своей деятельности новые компьютерные технологии, вести электронные каталоги, чтобы облегчить работу себе и обращение к услугам библиотеки лиц, ее посещающих.

Мы от души поздравляем работников школьных библиотек с их праздником, с Международным днем школьных библиотек!

Международный день школьных библиотек ежегодно отмечается в четвертый понедельник октября. В 2018 году празднование пройдет 22 октября. Данный праздник не является официально выходным днем. Неисчерпаемые знания из книг помогли многим школьникам в подготовке к урокам, в написании рефератов и при сдаче экзаменов.

В современном мире, в век гаджетов и интернета, праздник Международный день библиотек, призван привлечь внимание общественности к библиотекам школ и их снабжению учебниками, нужной и требуемой литературой, а также периодикой.

Праздник Международный день школьных библиотек был создан для того, чтобы сохранить удивительные традиции чтения и созерцания любви к «живой» книге. Электронные устройства, которые в последние годы стали очень популярны и способны хранить огромное количество информации, не могут передать всех тонкостей учебников, таких как шершавость пыльных страниц и запах свежей типографической краски. Этот праздник отмечается во всем мире.

В 1999 году ЮНЕСКО выступил с предложением провести день хранилища книг. В 2005 году данный праздник получил официальный статус. В 2008 году День школьных книг вышел на новый уровень. На его смену был введен месячник, во время которого в абсолютно любой день можно проводить мероприятия. Именно в 2008 году этот праздник впервые отмечался в Российской Федерации.

Каждый год месячнику предоставляется тематическое название:

  • «Центр притяжения»;
  • «Территория взаимодействия»;
  • «Грамотность и обучение».

Плавающая дата празднования Международного дня школьных библиотек, дает возможность организациям самим выбрать день для проведения торжественных мероприятий.

Каждый год, среди проводимых мероприятий, проходят презентации лучших библиотек, чествование ветеранов, проведение семинаров, форумов и конференций. События, которые посвящены любви к книге, как правило, посещают школьники, благодетели и другие приглашенные гости.

Обычно, в это время организовываются сборы книг для библиотечных нужд, а также печатаются тематические стенгазеты. Согласно установленной традиции, в этот день проводятся встречи подрастающего поколения с авторами книг и критиками.

В этот день проводятся конкурсы юных поэтов и артистов. Каждый желающий имеет возможность сделать свое пожертвование в виде книги, которая будет использоваться для школьной программы или внеклассного чтения.