16.10.2020

Занятия для детей 4 лет упражнения развивающие. Развитие мышления детей четырех-пяти лет


Здесь представлены игры, задания и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления. Для детей и родителей, воспитателей и логопедов.

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Пространство вокруг нас»

Задание 1

Раскрась предмет, который находится в правом верхнем углу листа, синим цветом, в правом нижнем - зелёным, в левом нижнем - красным, в левом верхнем - жёлтым, в середине листа - оранжевым.

Задание 2

Раскрась птичек, которые летят выше облака, синим цветом, ниже облака - зелёным цветом. Какие птицы летят направо, а какие - налево?

Задание 3

Покажи рисунок, где банан под яблоком и над вишней; где вишня над яблоком и под бананом; яблоко под бананом и над вишней. Расскажи, как расположены фрукты на других картинках. Раскрась одинаковые фрукты одним цветом.

Задание 4

Расскажи, где сидит петушок, где сидит кот, где сидит курочка, где находится дом, где стоит дерево. Раскрась картинку.

Задание 5

Раскрась игрушку, которая слева от мячика, красным цветом, справа от мячика - жёлтым, сверху - синим, а снизу - коричневым. Остальные игрушки раскрась в любые цвета.

Задание 6

Раскрась картинки: в верхнем правом углу - зелёным, в верхнем левом - красным, в нижнем правом - жёлтым, в нижнем левом - синим, посередине - оранжевым цветом. Остальные картинки раскрась, как хочешь.

Задание 7

Какая схема комнаты соответствует рисунку? Расскажи, где что стоит.

Раскрась подходящую схему.

Задание 8

Кто на карусели выше всех? Раскрась его корзинку синим цветом. Кто ниже всех? Раскрась его корзинку зелёным цветом. Кто между белкой и ёжиком? Раскрась его корзинку красным цветом. Расскажи, где находятся остальные зверята.

Задание 9

Расставь предметы по местам при помощи стрелок: кастрюлю - на стол, стакан - перед кастрюлей, ложку - справа от кастрюли, грушу - за кастрюлей, табурет - под стол, банан - слева от кастрюли, мяч - на табурет.

Задание 10

Нарисуй в левом верхнем квадрате цветок, в правом нижнем - грибок, в правом верхнем - яблоко, в левом нижнем - листочек, в левом квадрате среднего ряда - домик, в правом квадрате среднего ряда - грушу, в верхнем среднем квадрате - зонтик, в нижнем среднем квадрате - солнышко, в среднем квадрате - ёлочку.

Задание 11

Нарисуй на этой салфетке с левой стороны жёлтый цветок, с правой - синий, а посередине - красный.

Задание 12

Где расположено солнце?

В какую сторону едет машина?

С какой стороны у дома дверь?

В какую сторону бежит собака?

Где на рисунке расположен дом: справа или слева от ёлочки?

Задание 13

Назови, кто где живёт. Например, лягушка живёт между ёжиком и поросёнком, ёжик живёт слева от лягушки, над мышкой …

Раскрась этих животных.

Задание 14

Нарисуй слева от зайца мячик, справа от мишки - флажок, между мишкой и зайкой - кубик. Раскрась картинку

Задание 15

Нарисуй справа от машины ёлочку, слева от домика - берёзку, между машиной и домом - кустик. Раскрась картинку

Задание 16

Раскрась на этих рисунках только правые рукава и правые ботинки. Раскрась карман с левой стороны.

Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет

Рабочая программа

кружка «Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года

для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )

Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна

Паспорт программы

1. Полное название «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

3. Дата создания 2016г

4. Характеристика программы предусматривает :

- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- развитие общения и речи ;

- развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;

6. Сроки реализации : 1 год

7. Возраст дошкольников : 4-5 лет

8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи :

Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание) .

Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.

Развивать самостоятельность и инициативу.

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .

Обогащать опыт самопознания дошкольников.

Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

Воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы :

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные

решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.

11. Перспективы развития .

# У детей будут развиты :

Мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;

Мелкая моторика рук и глазомер.

Творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию.

# Проявится интерес к интеллектуальным играм.

# Сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Развивайка-ка » обеспечивает развитие внимания , восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 20 минут.

Актуальность программы

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка » .

Новизна программы

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр , головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести :

Использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей ;

Подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

Проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Свободная, самостоятельная деятельность детей , которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка , который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики . Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев» , а также развитию интеллектуальных базовых способностей : внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания : более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным - работу попроще . При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы :

1. Принцип развивающего обучения .

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка , учитывая «зону его ближайшего развития » . Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями : анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали» ). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

4. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию , формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов) .

Формы организации детей :

Индивидуальные;

Подгрупповые;

Групповые.

Формы работы с детьми :

Ситуативный разговор;

Проблемная ситуация.

Методы работы с детьми :

Словесные (беседа, загадки) ;

Наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов) ;

Практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты :

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления , речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения :

Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Овладение детьми приемами логической обработки информации , формирование и развитие навыка самоконтроля .

В период учебного процесса :

Дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек) ;

Сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам) ;

Обобщают (по выделенным признакам) ;

Подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

С помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; - понимают слова «побольше» , «поменьше» , «большой» ,«маленький» , «одинаковые»

Подбирают предметы по заданному признаку;

Ориентируются одновременно в подборе : (цвет и величина, форма и цвет) ;

Выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

Пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы .

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года , в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.

Условия реализации программы

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы .

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Тематическое планирование

сентябрь

1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»

2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»

3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.

4. Игра на улице «Новая походка»

2)Развитие восприятия .

1. Игра «Белый лист» , игра «Сделай так» .

2. Игра «Сравни предмет» , игра «Зашиваем ковер» (по подгруппам)

3. Игра «Круг треугольник, квадрат» ., игра «Найди игрушку» .

4. Игра «Узнай предмет» , игра «Составь картинку» (по подгруппам)

3)Диагностика уровня восприятия

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа )

2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа )

3. Зрительное восприятие. Упражнение «Назови животных» (индивид. работа )

4. Слуховое восприятие «Понимание текста» (индивид. работа )

4)Развитие памяти .

1. Развитие слуховой памяти . Воспроизведение рассказа.

Игра «Запомни картинки»

2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»

3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?» , игра «Рисуем по памяти узоры»

4. Развитие образной памяти

Игра «Запомни и назови»

5)Диагностика развития памяти

1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)

2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)

3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)

6)Развитие внимания .

1. Игра «Найди одинаковые предметы» , Игра «Что появилось?» (индивид. работа )

2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа )

3. Игра «Найди игрушку» . Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

4. Игра «Что это?» , игра «Добавь слово»

7)Диагностика уровня внимания

1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа )

8)Развитие воображения .

1. Игра «Поможем художнику»

2. Игра «Волшебные картинки»

9)Диагностика воображения.

1. Методика «Как спасти зайку» 3 мин

10) Развитие мышления .

1. Игры «Третий лишний» , «Какое что бывает»

2. Живое- неживое

3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Развивающая настольная игра «Профессии» .

4. Игра «Отгадай предмет по его частям» (по подгруппам)

Игра «Давай придумывать» (абстрактное мышление, речь)

5. Игра «Угадай игрушку»

6. Игра «Картинки-загадки»

11)Диагностика уровня развития мышления .

1. Методика «Вырежи фигуры»

2. Методика «Что здесь лишнее?» , «Раздели на группы» 2 мин

Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.

Основные требования к заданиям содержательно-логического характера :

Задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.

Задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей , расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.

Задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Тематика занятий :

1. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

2. Развитие мышления , внимания, памяти, воображения, восприятия.

В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера :

Дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;

Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого и т. д.

Методическое обеспечение программы .

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания , для развития логического мышления;

Настольно-печатные игры.

Используемая литература

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет . Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера,2006

2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста-М :ПЕРСЭ, 2003

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей » -Ярославль «Академия развития » , 1996

4. Светлова И. Е. Тренируем память : Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

Занятия для детей для 4 лет должны быть развивающими и подготавливать ребенка к поступлению в школу, обучать малыша грамоте, развивать его способности, и знание окружающего мира. Специалисты говорят, что в 4 года уже можно усаживать ребенка за стол и заниматься по пособиям для дошкольников. Но на практике, ребенок не усидит больше 15–20 минут за развивающей тетрадкой или книжкой, - именно на это время и рассчитано каждое задание из таких пособий. Есть, конечно, дети, которые могут просидеть за развивающими тетрадями и 30 минут увлечено занимаясь. Но когда ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Ребенок в 4 года очень активный, ему интересно бегать, прыгать, играть в игрушки, и ваша задача развивать его в игре.

Как обучать ребенка за игрой, в которой по большей части он проводит свое время? Давайте рассмотрим: как превратить игры в развивающие занятия для детей 4 лет, какие игрушки и материалы помогут вам в этом; по каким развивающим тетрадям и книгам дети занимаются с удовольствием.

Что и как нужно развивать на занятиях с детьми в 4 года

  • Мелкая моторика, сенсорика. Лепите из пластилина, глины; собирайте конструктор; делайте поделки из природных материалов и круп; плетите из веревочек и резинок; насаживайте бусинки; рисуйте песком, лепите из него; раскрашивайте и рисуйте карандашами и кистями, с разных рук и по-разному держите инструмент делая разные черточки.
  • Логика, мышление. Играйте в настольные игры для детей (лото, домино, проходите лабиринты); разгадывайте загадки; играйте в «Что будет если…? (мячик упадет в воду, пойдет дождь и т.п.)»
  • Внимание, память. Задавайте вопросы, например, о том, что ребенок видел на улице когда гулял – «Какого цвета была та собачка, кого ты встретил на детской площадке, во что он был одет, какого цвета и т.п.»; просите рассказать о только что прочитанной истории из книги; собирайте по памяти блоки конструктора, рисуйте по памяти; играйте в перевернутые карточки с изображениями, которые ребенок должен запомнить и т.п.
  • Грамматика. Изучайте буквы и названия предметов, начинающихся на эту букву, в игровой форме. При изучении букв можно одновременно приступать к изучению простых слогов.
  • Арифметика. Изучайте цифры и счет, сложение и вычитание простых чисел в игровой форме.
  • Развитие речи. Учите стишки. Во время игры просите ребенка рассказать, предлагая ему разные предметы и объекты: «Что за объект он видит перед собой? Что он делает? Для чего он нужен?»
  • Фантазия и творческие навыки. Рисуйте; лепите; собирайте конструктор; делайте поделки; обязательно учите песенки, пойте вместе с детьми; танцуйте под музыку, учите совместные танцы; придумывайте кукольные спектакли, импровизируйте с сюжетом.
  • Физические навыки. Танцуйте, с лентой, мечем; играйте в «Твистер» и другие подвижные игры; занимайтесь детской йогой; гуляйте на велосипедах и самокатах, играйте в подвижные игры на улице.
  • Знание окружающего мир. Изучайте время на часах; времена года и месяца; особенности погоды; животных и где они обитают; городские и природные объекты; формы; фактуры; запахи; цвета и т.п.

Что должен знать ребенок в 4 года

Если ребенок еще не знает то начинайте изучать:

  • Направления (лево, право, вверх, вниз и т.п.).
  • Цвета.
  • Формы.
  • Виды животных.
  • Транспорт.
  • Растения и природные объекты.
  • Городские объекты.
  • Состояние природы и погоду.
  • Свойства предметов и объектов их применение (так вы разовьете словарный запас и речь ребенка в целом).
  • Звуки городские, звуки природы, животных и т.п.
  • Запахи.

Необходимые дополнительные занятия для детей для 4 лет

  • Отгадка загадок.
  • Чтение с мамой.
  • Физические упражнения (на фитболе, с лентой, велосипед, самокат, мяч и другие игры развивающие физику ребенка).
  • Прикладное творчество (рисование кистями и карандашами с разных рук и держа по-разному инструмент, лепка, аппликация, плетение)

Мы уже писали статьи на темы, — читайте подробней переходя по ссылкам с необходимым вам навыкам.

Занятия для детей для 4 лет по пособиям

Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, - детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.

  1. Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)» включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
  2. Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
  3. Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.

На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:

  • Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, - подбирайте по возрасту.
  • Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, - ​ ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного. Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
  • Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, - автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
  • Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями - ​это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.

  1. Пособие «Логика и мышление»
  2. Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
  3. Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
  4. «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
  5. И другие пособия от обучаюего центра KUMON»

Как заниматься по пособиям

Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий. Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом.

Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

  • на развитие логики и мышления;
  • тренировку внимания и памяти;
  • фантазии и творческих навыков;
  • тренирующие мелкую моторику рук;
  • задания по обучению грамоте;
  • арифметические задания;
  • задания на развитие речи;
  • знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.

Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.

Развивающие занятия для детей для 4 лет в игровой форме

Ребенок находится в игре постоянно, родителям нужно только лишь включить в игру обучающий аспект. Практически все игры можно превратить в развивающие занятия для детей 4 лет и старше. И практически все игрушки могут стать обучающим материалом.

Конструкторы

На первом месте среди развивающих игрушек стоят конструкторы. Конструктор - игрушка без гендерного разделения, как считалось раньше, он будет одинаково интересен и мальчикам, и девочкам. Желательно выбирать наборы не только с разными блоками, но и с персонажами, вспомогательными предметами и объектами. Есть конструкторы с напечатанным алфавитом, для изучения букв; есть с цифрами и знаками сложения, вычитания; также конструкторы знакомящие детей с окружающим миром, животными разных стран и континентов, временами года, профессиями. Например «Lego Duplo» - в этой серии детали довольно крупные, есть наборы для самых маленьких от 1 года, а есть от 2–5 лет. Следующие серии конструктора идут от 3 лет Lego Classic - в нем детали мельче и в наборах их больше. Можно выбрать отдельные серии для мальчиков и для девочек.


Игры с конструктором, развиваем:

Фантазию и речевые навыки

Задавайте ребенку вопросы во время игры, пускай он фантазирует что будет дальше. Давайте задания придумать новую фигуру из конструктора, не обязательно собирать только по схемам. Разыгрывайте сценки с персонажами конструктора, придумывайте им имена, занятия, где они будут жить, с кем дружить.

Логику

Просто стройте из блоков, по схемам и без, создавайте свои схемы. Начертите на листке бумаги маркером фигуру, границы предмета или буквы, пускай ребенок сложит ее из блоков. Задавайте рамки цвета, формы. Кубики можно использовать разными способами, даже раскладывая узоры на полу. На кубиках можно писать цифры и буквы, наклеивать небольшие наклейки; потом давать задания ребенку: сложить такие кубики с изображениями по каким-либо признакам или смыслу. Постройте из кубиков лабиринт, попросите чтобы ребенок прошел его самостоятельно, попросите построить лабиринт для вас.

Мелкую моторику

Чем меньше детали тем проворней ребенок учится с ними обращаться, развивая свою мелкую моторику.

Внимание и память

Собирая конструктор по приложенной к нему схеме, ребенок учится внимательно ей следовать. Есть масса отдельных книг с новыми схемами для конструктора Lego, их можно приобрести дополнительно в книжных магазинах. Вы можете составлять свои схемы, зарисовывать их, сделать свой каталог, - правда интересный проект? Задействовать эти навыки можно и по ходу самой игры, например, дав задание собрать по памяти, как было ранее, все вагончики столкнувшегося и рассыпавшегося поезда и т.п.

Грамматика

Маркером можно написать на кубиках буквы русского алфавита, или наклеить наклейки с буквами и другими изображениями на кубики, чем тоже можно заняться вместе с ребенком. Эти маленькие наклейки продаются в книжных для ежедневников. С помощью таких подготовленных блоков можно обучать ребенка: предлагая подобрать букву к нужному изображению, складывать буквы в слоги соединяя блоки. Можете из самих блоков складывать печатные буквы, предварительно нарисовав схему на листке бумаги. Можете использовать блоки с буквами и другими изображениями вкупе с обучающими тетрадями и книгами, - ​ сделаете ваше обучение более интерактивным и интересным.

Счет, сложение и вычитание

Используйте блоки с цифрами и знаками сложения и вычитания, которые можете подготовить совместно с детьми, как описано выше. Или например, играйте в стройку: просите доставить вам определенное количество блоков определенного цвета, затем прибавить еще несколько другого цвета, и все в таком духе. Ребенок отлично оттачивает счет в таких интересных играх.

Речевое развитие

Используйте кубики с наклейками изображающих разнообразные предметы, - так можно играть в магазин с персонажами, спрашивая у ребенка, в роли консультанта, - что он посоветует и почему. Помогайте ему, вводя новые слова, пусть он использует их в своих объяснениях. Провоцируйте ребенка комментировать действия в игре, - задавайте направляющие вопросы. Учите выстраивать правильно предложения: играя, например, в туристическую экскурсию или в железнодорожный вокзал, оглашая необходимые объявления для пассажиров поездов.

Плюсы и минусы конструктора

Плюсы конструктора: Если подключить фантазию, конструктор – это очень многофункциональная игрушка, с ним можно придумать массу развивающих занятий для детей для 4 лет и практически любого дошкольного возраста, к тому же это так интересно.

Минусы конструктора: Многие родители жалуются на раскиданные по всему дому мелкие детали. Однако и с этим можно справиться: соорудите специальный коврик для игр под конструктор; который стягивается в мешок, собирая все детали, по завершении игры.

Еще родители отмечают то, что их ребенок собирает конструктор только по схемам не проявляя фантазию. Выход есть и тут – покупайте классические блоки Lego Classic, они рассчитаны что ребенок будет придумывать фигуры и игры самостоятельно.

Большую популярность сегодня имеют настольные игры. Это не только развивающие занятия для детей для 4 лет, но и веселое время с родителями и друзьями, радость от выигрыша, и тренировка адекватного отношения в случае проигрыша. Настольные игры разработаны на разные возраста ребенка, для дошкольников это могут быть: пазлы для изучения алфавита; домино с изображениями, цифрами и буквами; разные проходилки с простыми правилами; или карточные игры с красивыми иллюстрациями. Все это можно найти в магазинах игрушек.

  1. Хорошие развивающие игры для детей дошкольников выпускает издательство LISCIANI, можете выбрать отдельные игры для развития какого либо навыка или комплекты.
  2. Еще один хороший производитель развивающих игр - Miniland. Игры преднозначены для развития и обучения детей дошкольников.
  3. И конечно же достаточно популярное «Десятое королевство» выпускает очень большой ассартимент обучающих и развивающих игр для детей, с любимыми персонажами из мультиков, для детей разных возрастов.
  4. Ища игру для развития какого-то конкретного навыка (изучение букв, письма, чтени, счета) рассмотрите всех издателей обучающих детских игр. Выбор большой, однако найти можно практически все что необходимо для развивающих занятий с детьми.

Плюсы детских настольных игр: Такие игры строятся по готовому сюжету (правилам придуманным разработчиками), задания не нужно придумывать самим, как с конструктором.

Минусы настольных игр: Они имеют ограниченный функционал, почти всегда ограничены инструкцией.

Любимые игрушки

Любые детские игрушки могут стать обучающим занятиями для детей для 4 лет, здесь то же что и с конструктором – главное проявить фантазию.

Несколько идей для занятий в игровой форме для мальчиков

Если ребенок любит машинки можно наклеить на них буквы или цифры, сделать для них паркинг. На каждое место в паркинге наклеить или нарисовать изображение, название которого начинается на букву наклеенную на машинку. Или наклеить то количество изображений которое цифрой написано на машинке. Наклейте на машинки знаки сложения, вычитания, ровно – и можно решать примеры разъезжая по игровому полю (трассе).

На ватмане можно нарисовать трассу с городами, лесами, природными и архитектурными местами, можно даже изобразить погодные условия. Разъезжая по такой трассе изучайте с ребенком направления (лево, право, вверх, вниз); развивайте речь задавая вопросы - «Что будет если повернуть налево, куда ты приедешь? Что там можно делать?»; рисуйте путевые карты, чтобы ребенок следуя им, достигал нужного места назначения, так он будет тренировать внимательность.

Проявите фантазию и придумайте свои игры и задания, в них можно развивать и обучаться всему чему обучают педагоги детей 4 лет в дошкольных заведениях.

Несколько идей для занятий в игровой форме для девочек

Практически все девочки любят либо кукол, либо игрушечных зверей, - и тут огромное раздолье для фантазии. С куклами и зверями можно также изучать алфавит, расклеив на них буквы; раздавайте куклам конфеты, пускай куклы делятся друг с другом, считайте сколько у кукол конфет при разных условиях и т.п.

Куклы и звери отличные инструменты для ролевых игр. Играем в магазин (изучаем сложение и вычитание, буквы, как пишутся названия продуктов, развиваем речь и мышление). Играем в театр (развиваем фантазию, речь, логику, память, мышление) - придумываем короткие сценки, персонажей, имена, заучиваем короткие стишки; можно взять сказку из детской книги и поставить кукольный спектаклю с игрушками по книге.

Даже простая ролевая игра в импровизацию поможет развивать все необходимые навыки, - задавайте ребенку как можно больше вопросов об окружающем, рассказывайте о том чего он еще не знает.

Плюсы развивающих занятий с любимыми игрушками: Ребенок уже погружен в игры с любимыми игрушками, предложите новые сценарии в его игре - интерес к занятиям гарантирован.

Минусы: Придется активно проявлять фантазию, разрабатывая сценарий развивающих занятий, подготавливать дополнительные материалы (распечатки букв, цифр, карточки с дополнительными предметами). Хотя все эти дополнительные материалы можно купить в детском или книжном магазине.

Подручные материалы

Пожалуй, самые творческие развивающие занятия для детей для 4 лет - это поделки из подручных материалов. Разнообразное количество проектов можно придумать из: природных материалов, круп, пустой упаковки, бытовых предметов обихода, бумаги и специальных материалов для творчества.

Начинайте с того, что вы хотите сделать (какая задача перед вами стоит: выучить буквы, разработать мелкую моторику и т.п.), какие конкретно подручные средства для этого подойдут, как их надежно склеить или соединить - уже столько изобретательности нужно проявить. Если вы хотите вырастить творческую личность, то чаше прибегайте к играм из подручных и природных материалов.

Крупы и другие мелкие сыпучие объекты (развиваем моторику и сенсорику)

Крупы можно зашить в игрушки из тонкой ткани.

Муку можно поместить в надувной шарик, спустить весть воздух и завязать на узел, - шарик будет хорошо держать заданную ему форму. Можно дополнительно декорировать его пластиковыми глазками и приделать волосы (кисточку из ниток).

Крупами и песком можно рисовать, разложив их на подносе или приклеив к листу бумаги.

Насыпав крупу или песок в коробку можно сделать игровое поле (пляж, стройку, огород) для игр ребенка.

Бумага

Детское оригами, самое простое, сможет сделать и ребенок в 4 года.

Аппликации: можете помогать ребенку, рисуя простые формы, пусть он вырезает их детскими ножницами и приклеивает сам.

Из бумаги можно вырезать любые предметы для обучения, делать развивающие тетради с элементами аппликации и рисунка (кукольный домик, трассу для машин с разными локациями, лесом, городом, магазином и т.п.) Используйте готовые наклейки в таких тетрадях, дети их очень любят.

Трубочки, зубочистки

Нарежьте трубочки или используйте спички, чтобы сложить аппликацию или построить домик, используйте клей.

Из коротких частей трубочек можно сделать цепочку, замыкая один конец в другой.

Из зубочистки и картошки можно сделать ежика или дикобраза.

Из трубочек, плотной бумаги и втулки от туалетной бумаги можно соорудить вертолет, потом раскрасить его акриловыми красками.

Природные материалы (шишки, веточки, камешки, желуди…)

Из всего этого добра может получиться масса поделок животных, птиц, человечков. Используйте пластиковые глазки, яркие нитки и цветную бумагу.

Большие гладкие камешки можно расписывать, превращать их в причудливых существ, приделывая к ним глазки, хвостики из веревочек.

Нитки и клубки

Вспомните, наверняка вы делали из веревочек кукол и зверюшек из помпонов.

Нитки можно вплетать и привязывать к сетчатой ткани, создавая причудливые узоры.

И это лишь малая толика идей, которые можно разработать, применив подручные материалы. Принцип занятий: выложите перед ребенком необходимые материалы, задав направление, предложите сделать поделку, применив немного изобретательности. Направляйте ребенка, предлагайте свои идеи если он зашел в тупик. Ребенок, придумывая и воплощая такие идеи в жизнь, развивает не только творческие навыки, он учится логике, нестандартному мышлению. И обязательно сопровождайте ваши занятия направляющими вопросами, подсчетом, написанием букв или цифр, придумывайте названия, истории, изучайте все что попадается вам под руку.

Повседневные дела

И не забывайте, что вашу развивающую игру можно направить на пользу домашнего хозяйства и развивать самостоятельность у ребенка. Какое домашнее хозяйство можно доверить ребенку?

Уборка. Продумайте заранее каждое место (домик) для игрушек, где они будут жить когда в них не играют. К концу игры нужно будет отправить игрушку отдыхать (спать домой). И обязательно сопровождайте наводящими вопросами - «Что будет делать твой черный пушистый медвежонок дома перед тем, как лечь спать? Положи рядом с ним (игрушечный) фрукт, чтобы он поел перед сном. Какой фрукт ты положишь? Какого он цвета? Может положить еще один, сколько тогда будет у мишки фруктов?» и т.д. Каждой вещи можно присвоить место (домик), в которое она должна вернуться отдыхать, иначе она помнется, испачкается (запылится), потеряется.

Загрузка стиральной машины и посудомойки. Это тоже своего рода квест для ребенка, - рассортировать по цветам, фактурам, формам и назначению все вещи, выставить программу, там и цифры и буквы которые нужно запомнить до следующего раза. Дети очень любят нажимать кнопки, пускай делают это под присмотром, - «Я за тобой проверю чтобы ты ничего не забыл, а то можно сломать…» - а дальше объясните что - «Когда программа идет, уже нельзя ее сбивать, нажимая кнопки, как и нельзя нажимать просто так, потому что может сломаться и затопить соседей и нас…» Обязательно сопровождайте все действия подробными объяснениями. Доверьте загрузить посуду в определенном порядке, положить один предмет посуды рядом с другим таким же, выставить программу и т.п.

Готовка. Творческий процесс, но нужно придерживаться рецепту, изучать новые ингредиенты, их запахи и вкус, вести подсчет. Доверьте ребенку добавлять по рецепту, исследуя и изучая продукты, смешивать, выкладывать, украшать, следить за временем - все в чем он может быть полезен при приготовлении пищи, что расширит его кругозор и подойдет для его возраста.

Важные правила для стимулирования познавательного развития ребенка!

Помните, что занятия для детей 4 лет не должны проходить в одиночку, ребенок не должен сидеть и выполнять данные вами задания один, его постоянно нужно направлять и проявлять участие, хвалить, проявлять интерес к его решениям, разжигая его энтузиазм, - только так он будет проявлять интерес к занятиям.

Ничего, что не представляет опасность для ребенка, не запрещайте, - вы рискуете воспитать его пассивным. Но обязательно объясняйте почему нельзя, какая это опасность, какие последствия могут быть от его действий, если есть возможность покажите, почему этого нельзя делать. Если ему еще рано использовать какой-либо предмет, из-за того, что он его может испортить или пораниться, объясните ему это подробней. В остальном ребенок должен исследовать этот мир, а вы должны направлять его на это, помогать и следить чтобы все прошло безопасно. Мир также может реагировать на действия ребенка, ваша задача либо объяснить ребенку варианты, но лучше чтобы ребенок узнал это на своем опыте.

мы уже писали в нашей предыдущей статье. Эта статья может быть вам полезна.

Занимаясь с ребенком его развитием важно помнить несколько основных правил:

Первое и очень важное - общайтесь с ребенком как можно больше, задавайте ему наводящие вопросы. Отвечайте максимально развернуто на его постоянные вопросы, с терпением и энтузиазмом, чтобы поддержать его интерес к познавательному развитию.

И второе, не менее важно - пробуйте новое!

Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Весёлая игра «Парикмахерская»

Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

Вам понадобятся:

  • - листы бумаги А4
  • - цветная бумага
  • - клей-карандаш

Как изготовить :

Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

Лепка из пластилина

Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

Уроки рисования

Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет и более младшего возраста сегодня становятся естественной потребностью каждой семьи. Уже доказано – ребенок начинает учиться с самого рождения. Чему? Прежде всего, быть самостоятельным. И, конечно, ориентироваться в окружающем его Огромном Интересном Мире. Такое видение отношений Родителей с Малышом помогает создать особый вид взаимодействия внутри семьи. Уже с первых месяцев мы видим и поддерживаем в своем новорожденном младенце творческую, активно развивающуюся Личность.

В чем особенность развивающих занятий для детей от 3-4 лет?

Возраст трёх лет знаменует начало особого периода – кризиса негативизма. Следующие полтора-два года пройдут под девизом «Я сам!» и «Не хочу!». Слишком много терпения уходит лишь на то, чтобы организовать простые действия вроде одеть-накормить-сходить на прогулку-уложить спать. В такой ситуации домашние занятия для детей 3 лет могут стать обременительными для близких. Однако не стоит отчаиваться и думать о том, что активный познавательный процесс придется отложить на неопределенное время.

Вам на помощь готовы прийти заботливые внимательные педагоги и психологи нашего Монтессори-центра! Хотите точно узнать, как проходят наши занятия? Приходите с малышом на первое занятие бесплатно!

Неповторимый метод выдающегося педагога Марии Монтессори демонстрирует свою эффективность на протяжении целого столетия. В своей работе мы учли все наработки автора и творчески применили их в своей деятельности:

  • Мы организовали интересную и одновременно абсолютно безопасную Монтессори-среду для проведения развивающих занятий для детей от 3-4 лет и других возрастов;
  • Для того чтобы любознательные малыши могли раскрыть все данные от природы способности и удовлетворить познавательные потребности, мы приобрели качественные авторские дидактические материалы для работы над мелкой и крупной моторикой, реализации интеллектуальных задатков;
  • Абсолютно все виды обучения и творчества, все занятия для детей 3 лет в нашем центре организованы таким образом, чтобы ребёнок приумножил свой главный ресурс, основную движущую силу – мотивацию к познавательной деятельности;
  • Мы не стремимся выполнить какую-либо «программу», которая по каким-либо критериям соответствует определённому возрасту; мы стараемся создать гармоничное мировосприятие и особую творческую атмосферу в процессе развивающих занятий для детей от 3-4 лет.

Индивидуальные и групповые занятия, в ходе которых педагог понимает особенности характера и когнитивных процессов маленьких Звёздочек, придают малышу спокойствия и уверенности в себе. Ведь каждый ребёнок просто создан для того, чтобы получать и впитывать в себя просто потрясающие объёмы новых знаний. Когда малыш получает такую возможность, его характер становится более мягким и покладистым. Ведь у него есть все, что необходимо!

Какие развивающие занятия для детей 3-5 лет есть в нашем центре?

Мы предлагаем выбрать наиболее подходящий для Вас вид занятий:

  • Мини детский сад – это 3 или 4 часа, в течение которых карапуз занимается с любящими грамотными специалистами, сопровождение родителей при этом не требуется;
  • Группа общего развития «Космонавты» - это полутора или двухчасовые занятия для детей 3 лет и старше, где малыша научат читать, считать, под руководством логопеда позаботятся о развитии речи, предложат интересные ролевые игры и театрализованные представления;
  • Группа адаптации к детскому саду, на занятиях которой мама может присутствовать вместе с малышом, если ему будет тяжело с ней расстаться на первых порах;
  • Развивающие занятия для детей 3-4-5 лет в группе выходного дня.