18.07.2020

Традиционная одежда китаянок. Национальный костюм китай


Национальная одежда и национальная кухня, сложившиеся в течение веков, могут рассказать о материальной и духовной культуре любой страны гораздо больше, чем все учебники по истории вместе взятые.

Китайская цивилизация – одна из пяти древнейших цивилизация на планете, зародилась во 2-3 тыс. до н.э., и долгое время эта страна жила изолированно от своих соседей и не испытывала на себе чужое влияние. Это наложило свой самобытный отпечаток на развитие культуры Поднебесной империи и нашло свое отражение в национальном костюме. Некоторые страны мира полностью отказались от своих национальных костюмов, и их можно увидеть лишь в этнографических музеях. Но в Китае и в наши дни в одежде населения преобладают национальные мотивы, пришедшие из глубины веков.

На одежду граждан Китая не оказывают свое влияние мода и современность. Она живет своей своеобразной и неповторимой жизнью вне времени и пространства.

Конечно, социальный статус и материальное благосостояние оказывало свое воздействие на одежду с древности. Так, например, властьимущие, богатые и знатные люди в Древнем Китае носили многослойную, яркую одежду из шелков различной текстуры.

Средние слои населения носили одежду не более чем в два слоя, а бедняки носили хлопчатобумажные штаны и рубахи, как мужчины, так и женщины.

Так же и по цветовой гамме: высшие слои населения носили одежду ярких, привлекающих взгляд цветов, а низшие выбирали темные, невзрачные цвета.

Китайская мужская национальная одежда

Мужской национальной одеждой для мужчин в Китае была нательная рубашка без застежек и широкие штаны. Они шились из пеньковой, хлопчатобумажной или шелковой ткани, это зависело от благосостояния хозяина. Нижние штаны показывать считалось неприличным, поэтому верхняя одежда была очень длинной, а на ноги надевали, так называемые, штаны – ноговицы, которые прикреплялись к кушаку при помощи тесемок. В Северном Китае из-за сильных холодов надевали простеганные штаны и ватные ноговицы.

Поверх надевали двубортные халаты или ватные кофты без всяких застежек с запахом на правую сторону. Китайцы считали левую сторону несчастливой и тех, кто запахивает одежду влево, называли варварами. Обращала на себя ширина рукавов: чем выше социальный статус человека, тем шире рукава его одежды (иногда они достигали 3-х метров). При работе такие рукава подвязывались специальными лентами и перекрещивались под грудью.

Зимой китайцы надевали ватные халаты (даже несколько) или ватные платья. Богатые люди могли позволить себе шубы из собачьего, обезьяньего или козьего меха. Очень богатые позволяли себе шубы из соболя или чернобурки, но ценнее всего были шубы из золотистого каракуля. Поверх меховых шуб надевались специальные шелковые расписные халаты ярко-алого цвета.

По китайским обычаям – неприлично показывать свои нижние конечности, поэтому вокруг пояса повязывался широкий кусок ткани, так называемый «шан». Он крепился к поясу широким кушаком, который выполнял также функции поясной сумки. В нем хранили важные для каждого человека предметы: огниво и кресало, нож, кольцо для стрельбы из лука и т.д.

Важную роль в костюме играл и цвет красно- черные цвета считались истинно мужскими. Император и мандарины (его министры) могли носить халаты желтых и оранжевых оттенков, символизирующих власть и богатство.

На одежду при помощи цветной туши наносились иероглифы в орнаменте из летучих мышей, чаще всего «долголетие» и «счастье».

Женский китайский национальный костюм

Женский национальный костюм в Китае во многом повторяет мужской. Нижняя одежда так же состоит из штанов и рубашки, сверху надеваются халаты или кофты. В эпоху Тан появились широкие юбки, которые держались на бедрах при помощи ярких расписных кушаков. Но женская одежда отличалась изысканными вышивками и узорами. Узоры эти были весьма символичны. Различные цветы и растения олицетворяли разные времена года, изображение бабочки символизировало семейный очаг и супружескую любовь, пара уточек-мандаринок — вечную супружескую верность. Иногда особо искусные мастерицы могли вышить на своей одежде целые сюжетные картины.

Национальные головные уборы Китая

Китайский костюм не будет считаться полным без головного убора или сложной прически и у мужчин, и у женщин. С древних времен в Китае считалось неприличным не ухаживать за своей внешностью и, в частности, за волосами. И женщины, и мужчины тщательно смазывали волосы парфюмерными маслами и эссенциями, посыпали цветной пудрой, смазывали воском и лаком.

Женщины вплетали в прически перья птиц, цветы и листья, нити бисера и жемчуга, мужчины для укрепления прически пользовались темными плетеными шнурами.

По правилам этикета голова мужчины обязательно должна быть прикрыта головным убором. Юноши до наступления совершеннолетия носили маленькие металлические колпачки, молодые люди из богатых семей могли позволить себе колпачки из драгоценных металлов, украшенные самоцветами. В двадцать лет (в Китае срок наступления совершеннолетия) проводили обряд – надевание шапки, когда колпачок сменялся на взрослый головной убор.

Сам император и другие знатные люди носили сложный головной убор, состоящий из нескольких слоев, который носил название «Мянь».

Бедняки же носили широкополые конусовидные соломенные шляпы.

Знатные китайские женщины не носили головных уборов, их им заменяли сложные прически с деревянными узорными шпильками крест-накрест. Пожилые знатные дамы могли себе позволить парики.

Китай и сегодня в ХXI веке оригинальная страна со своеобразной культурой и религией, китайцы свято соблюдают традиции и обычаи предков. Национальная одежда Китая ломает все стереотипы, она не подвластна модным веяниям Европы и Америки, она живет по своим, только ей подвластным законам. И сегодня на улицах крупнейших городов этой страны можно встретить людей в национальной одежде, украшенной сложным ярким орнаментом с веерами в руках и в деревянных сандалиях. Это никого не удивляет и не вызывает излишнего любопытства.

Китай так долго жил в изоляции от других стран, что и сегодня его культура не поддается никаким новым тенденциям. Жители Китая – настоящие патриоты, свято охраняющие достояние своих предков, они берегут свою духовную культуру и свои исторические традиции.

Китайская мода

Ханьфу ( 漢服 ) — традиционные костюмы Китая. Однако в самом Китае, надевается только во время торжественных церемоний или используются в исторических фильмах. Но в Китае и за границей есть также культурные общества, которые посвящают свои силы возрождению ханьфу, это явление называется «ханьфу фусин» (漢服復興 ).

Классический ханьфу - это длинная до колен верхняя рубаха «И» ( ) с широкими или узкими рукавами, и расширяющаяся к низу длинная до пят юбка «Чан» ( ) . Под «И» надевается исподнее Чжунъи ( 中衣 ) и Чжунчан ( ) из хлопчатника или шёлка.


Мужской вариант называется «Шэньи» ( 深衣 ) или «Чжицзюй» ( 直裾 ) , а женский «Цюйцзюй» ( 曲裾 ). Именно этот костюм и послужил прототипом японского кимоно.



Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел — "цзы" — и укладывали на темени, закрепляя шпилькой.


Талию обертывали куском ткани "шан". Шан закреплялся на талии поясом — матерчатым ("ню") или кожаным ("гэдай"), а сбоку или сзади к нему прикрепляли "шоу" — цветные шнуры с нефритовыми украшениями, связанные в сетку. В древние времена пояс считался важнейшим атрибутом китайского национального костюма. К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу. Позже эти предметы превратились в украшения, к которому добавлялись декоративные нефритовые подвески "пэйюй".

Цюньчан ( ) - разновидность ханьфу из шёлка или дамаста, включающая в себя Биси ( 蔽膝 ) - накидку в виде фартука.

Общие характеристики ханьфу: перекрёстный воротник (交領 ) и правый отворот (右衽 , запахивание одежды направо). Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары. Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров). Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.


Во время династии Чжоу был строгий иерархический порядок, и одежда стала показателем социального статуса: люди различались по ширине рукава , длине юбки и украшению.

Цвета в костюме, также регламентировались по чинам: императорской фамилии - желтый, воинов - белый, красный; молодых воинов - голубой, сановников - коричневый.

Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — "туань". Все изображения в "туанях" были глубоко символичны. Самое большое место в Китае отводилось изображению персика - символу долголетия, иероглифу орхидеи - символу учености, цветку пиона - символу богатства. Цветы также символизировали времена года и могли занимать место на сезонной одежде: дикая слива - зима, пион - весна, лотос - лето, хризантема - осень.

Ярко- голубой считался оберегом от черной магии и дурного глаза.


Зеленый цвет связывают с деревом и востоком - местом рождения молодого дня.

Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами "долголетие". Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова "летучая мышь" и "счастье" в китайском языке звучат одинаково.

Жуцюнь ( 襦裙 ) — короткая кофта с длиной юбкой (над грудью). Выглядит, как платье для женщины, наподобие сарафана с длинными рукавами и накидкой-шарфом или легким халатом.








Есть подвид Жуцуня, как с кофтой, так и без, с дополнительным приталиванием, имеет множество вариантов:





Шанцюнь ( 衫裙 ) — длинная до поясницы кофта с юбкой. Юбка может быть, как широкой, так и узкой.







Существует множество вариантов верхней рубахи:






В северном Китае от холода защищали шубы "цю" из козьего, собачьего или обезьяньего меха. Шубы для знати шились из меха соболя или лисы, а поверх надевали еще шелковые расшитые халаты. Больше всего ценились шубы из каракуля.

Длинная рубаха/майка-халат, с узкими рукавами, называется «Пао» ( ). Он очень богато расписывался для знати. Легкая версия могла не иметь воротника.





Зимой китайцы носили сразу несколько халатов или одежду с подкладкой — "Дзяпао" иди ватный халат "Мяньпао".

Чаньшан (Ченсам) ( 長衫 ) - широкое платье, основанное на пао, полностью скрывавшее фигуру и оставлялвшее видимыми только голову, ладони и носки обуви. В 1636-ом г. вышел императорский указ, по которому все китаянки, входивщие в это сословие, должны были носить его. В 1644 маньчжуры ослабили это требование, но чаньшан уже успело полюбиться. (Можно увидеть это платье в «Убить Билла» у ближайшей подруги Орэн Ишии).

Китайский стиль одежды

Восток – дело тонкое.

С древнейших времен, а если точнее, до XIX века , культурным центром Восточной Азии был Китай. Его влияние на развитие человечества колоссально – именно в Китае впервые появилась бумага, и научились печатать книги. Но на этом не заканчивается послужной список китайских мастеров, им удалось изобрести порох и создать компас.

Но не будем слишком углубляться в историю этой прекрасной страны с многовековым опытом и моральными ценностями, давайте лучше поговорим о традициях, которые из глубины веков дошли до нашего времени, и которые мы можем применять в современном мире.

Актуальным вопросом людей во все времена являлся их внешний вид. Одежда может быть показателем социального статуса и материального благополучия. И как говорит пословица «По одежке встречают…»

Давайте же «встретим» образ китаянки и примерим его на себя. Все будет очень просто, читайте внимательно и представляйте.

Начнем с ощущений: , легкая, гладкая и струящаяся. Чаще всего ее делают из качественных натуральных тканей, таких как шелк, атлас, шифон и тому подобных. Ведь и подчеркивающие каждый изгиб фигуры платья, и свободные блузки с юбками, пошитые из этих тканей, приковывают к себе восторженные взгляды.

Представили? Тогда продолжим, рассмотрим, какие именно фасоны одежды определяют китайский стиль. Я почти не сомневаюсь, что каждый из вас, когда идет речь о Китае представляет девушку в… нет-нет, не путайте, кимоно – это из Японии, а мы говорим о Китае! Так вот девушку одетую в шелковое платье с короткими рукавами, очаровательными разрезами по бокам, высоким воротничком стоечкой, застегивающимся слегка сбоку на шее. Кроме этого образа, представительницы китайского стиля могут носить приталенные прямые жакеты с уже знакомым воротником, зауженные шелковые брюки по щиколотку с традиционными разрезами по бокам; длинные прямые юбки с запахом и многое другое. Основное стилевое отличие такой одежды состоит максимальной цельности покроя, а так же в отсутствии неудобных и нефункциональных кармашков, пуговиц, рюшиков, оборочек и прочего. Китайский стиль сочетает в себе истинную красоту, удобство и простоту. Стоит так же отметить, что цвета для одежды традиционно предпочитают яркие живые, и очень природно сочетающиеся друг с другом. Но не подумайте, что на этой одежде нет никаких «украшений».

Вернемся опять же к тому, что у каждого ассоциируется с Китаем. Яркие цветы, драконы, бонсай, бабочки и неизменное переплетение 4-х стихий. Именно эти мотивы присутствуют в традиционных китайских орнаментах. Воздушные петли и потрясающие воображение вышивки прекрасно сочетаются друг с другом, создавая непередаваемое ощущение красоты и изысканности китайского стиля.

В каждом государстве существуют свои особенности, традиции и культура. Визитной карточкой любой страны является национальная одежда. Традиционный китайский костюм можно с уверенностью назвать феерией праздника и торжества, но сейчас редко встретишь его на современном жителе Китая.

История

Временем рождения китайской одежды можно с уверенностью назвать период, когда появилась цивилизация Китая. Каждая династия вносила свой вклад в историю китайского государства и изменяла по-своему стиль одежды, внося свои коррективы. В сегодняшнем ритме жизни практически невозможно представить китайца или китаянку в традиционном костюме так как более уютно он себя чувствует в современном образе.

Китайский костюм во все эпохи отличался своей роскошью, яркостью красок, богатым декором. До 17-18 столетия у народа Китая не было какого-то определенного направления в одежде.

В период правления династии Хань начал свое существование китайский наряд ханьфу. Уже во время династии Шан этот наряд преобразовался в классический вариант. При правлении династии Чжоу одежда сильно изменилась и стала показателем социального статуса.

После Синьхайской революции традиция одеваться в традиционные костюмы была утрачена и китайцы стали предпочитать европейский стиль. Со временем среди молодого поколения стал возрождаться китайский костюм, но исключительно ради интереса культуры своего народа.

Особенности национального китайского костюма

Традиционный костюм Китая обладает уникальными особенностями по стилю. Он отличается своим простым кроем. У него обязательно должен быть стойкий воротник.

Мужской

Мужской народный костюм состоял из брюк «ку» и рубашки. Штаны необходимо было убирать под одежду. Крой был широким и мешкообразным. С помощью кушака они подвязывались на поясе. Материалом для брюк были пеньковая ткань. Сверху одевались штаны-ноговицы.


Если наступали холода мужское население одевали теплый вариант — стеганые брюки, а сверху одевали ватные штаны-ноговицы.

Женский

У народного костюма были удлиненные рукава и накидка. Отличался он только длиной и фасоном юбки. Обязательной его частью был «жуцюнь» — это кофточка с юбкой. Женщины носили шубки из козы и собаки. носили соболиные, лисьи и каракулевые шубы.

Мужская одежда

Китайские мужчины носили несколько одежд из-за постоянной смены холода и жары. В северной части были суровые морозы, поэтому чтобы согреться одежды должно быть много.

Рубашки

Китайские древние рубашки популярны не только в Китае. Появилась она во время династии Тан и получила название Танчжуан. Они строгие по покрою и оригинальны. Чаще всего рубахи шились из натуральных материалов.

Летний вариант — короткие рубашки, который не заправляются в брюки.

Китайская национальная одежда невозможна без разнообразных аксессуаров и обуви. Каждый элемент имеет особенное значение.

Знатные женщины Китая делали сложные прически, в которые вдевались деревянные шпильки крест-накрест. Пожилых женщин часто можно было встретить в париках. Огромной популярностью пользовались украшения изготовленные из минералов и органики. Украшения применялись в мужских и женских нарядах.

Женщины носили:

  • кольца;
  • бусы;
  • амулеты;
  • браслеты;
  • гребешки;
  • серьги.

Обувь было принято носить как женщинам, так и мужчинам. Обычно это были черные туфли из текстиля на платформе, без каблука. Богатые китайцы обували туфли из благородного материала — шелка. Сельчане носили обычные плетеные сандалии. Для зажиточных, изготавливалась лакированная обувь на деревянной подошве.

Ткани и узоры

Китай это родина удивительного по красоте материала — шелка. Как прекрасно смотрятся женские наряды сшитые с этой благородной ткани.

Важно! Если носить шелковую одежду, то можно излечиться от многих заболеваний.

Шелк это одна из основных тканей из которой шилась одежда. Кроме него использовались менее благородные ткани, такие как, пеньковая, льняная, хлопчатобумажная, волокна бамбука.

В каждой стране есть своя символика, так и в Китае есть своя, воплощенная в уникальные узоры, которыми украшалась одежда.

Важно! Китайский народ считает, что аппликация, узор вышитый на одежде служит защитой от дурных мыслей врагов.

Рисунок бамбука на одежде означал стойкость, бабочка с распахнутыми крыльями это символ бессмертия, черепаха означала долгую жизнь. Среди всех рисунков самыми священными считались — и цветок лотоса.

Цветовая палитра

Цветовая гамма нарядов и по сей день играет огромную роль. Каждый цвет имел свою символику.

Красный огненный цвет – символизирует солнечную и огненную силу. В праздничные и торжественные дни китайцы облачались в наряды, главным цветом которого был именно этот цвет.

Все синие оттенки – сулили несчастье и беду. В одежду в белых тонах одевались в скорбные и печальные моменты. Цветом власти считался желтый, он символизировал мир и спокойствие. Наряды черного цвета сулили мудрость. Зеленый – являлся весенним и жизненным цветом.

Богатые китайцы носили наряды ярких цветов, что не могли сделать бедняки.

Современные модели

Сегодня можно увидеть, что многие модельеры и дизайнеры используют в своих моделях часть элементов традиционного костюма в современных образах. На протяжении длительного времени особой популярностью пользуются мужские рубашки, идеально подчеркивающие фигуру мужчин. Девушки уделяют внимание элегантным платьям – ципао, которые прекрасно облегают стройную фигуру.

Китайские традиционные наряды поражают своей изысканностью, красотой и великолепием. Современное поколение, хоть и отдалилось от канонов ходить в традиционном образе, но в гардеробе каждого есть элемент древней одежды.

Национальная одежда Китая – это ханьфу, что в переводе обозначает, одежда династии Хань. Для формальных и очень важных мероприятий использовали наряд ханьфу, выполненный из красных и черных тканей, белый цвет считался траурным и использовался очень редко, золотой и желтый цвет носили императоры, его семья и окружение.

С середины 30-х годов прошлого столетия, когда китайская монархия перестала существовать, типичным образцом национальной китайской одежды для женщин стало ципао. В англоязычных странах ципао больше известно под названием чонсам, что переводится как рубаха. Первые халаты ципао шились достаточно просто. Они состояли из куска материи с двумя швами и воротника стойкой, имели пять пуговиц и разрез спереди.

Национальная китайская одежда и традиции

Китайская женская национальная одежда выполнялась из различных тканей – это зависело от достатка. Хлопчатобумажную и пеньковую ткани использовало население среднего достатка, ткани из шелка использовали местные аристократы. Традиционной одеждой для беременных женщин стали штаны, пошитые без молнии или пуговиц, имеющие косой шов на животе. Считалось, что такое одеяние помогало не проникать нечистой силе в живот беременной женщины. В Китае считается, что маленькая нога у женщины – это очень красиво. Для того чтобы не росла нога, с раннего детства на девочек обували колодки. Такая процедура вызывала сильные боли, болезни ног, а в некоторых случаях даже инвалидность.

Национальная одежда Китая в моде и сегодня. На улицах города, в офисах можно встретить женщину в ципао. К национальной одежде можно добавить короткие блузы, пиджаки и кофты, . Основным отличием традиционной одежды Китая является мягкость и элегантность кроя, традиционная вышивка, пуговицы-узелки и тесьма.