08.04.2024

Богородская игрушка раскраска для детей распечатать. Конспект ООД по рисованию на тему: «Богородская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)


Раньше она была во многих детских садах, а заказы на изготовление поступали даже сверху. Сейчас Богородской игрушке очень трудно. Государству на промысел пофиг. Совсем умереть ей не дают мастера, работающие на фабрике за копейки. Даже на частных заказах по дереву далеко не уехать, они больше поднимают настроение, чем дело. Работники фабрики до сих пор вспоминают, как однажды пришёл новый русский и попросил изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Сегодня - фабрика Богородской игрушки.

Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

1. Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки

2. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке

3. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону

4. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами, осталось только название

5. У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики. Мы приехали как раз обеду, и все мастера уже разошлись. Пришлось всё показывать сопровождающей

6. В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают

9. После обработки игрушку собирают по частям

10. А это - будущие Карлсоны. Ниже будут раскрашенные

11. Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком

12. Раньше на фабрике дела шли отлично и работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел

15. Просто класс. Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили

18. Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут колобок

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки

20. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы"

21. Так и просто игрушки с животными

22. В основном с медведями

24. В музее при фабрике попадаются композиции на сказочные темы

25. Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - не выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики, чем идти на неё за смешную зарплату в несколько тысяч.
Портят положение и "мастера", продающие подделки. Таких, по словам рабочих, много. Качество их низкое, а клиента можно легко обмануть.
Помогает фабрике тоже расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

А ещё вспомнилась недавно гуляющая по интернету Маша. Жаль, таким производителям сейчас лучше, чем доброму промыслу

Тема: «Знакомство с Богородской игрушкой»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей : старшие дошкольники.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с Богородскими народными игрушками, их особенностями, видами, технологией изготовления, назначением;
2. Развивать интерес детей к народным игрушкам, внимание, воображение, речь.
3. Воспитывать любовь, бережное отношение к изделиям мастеров; формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча, я хочу вас пригласить на небольшую выставку народной игрушки.
Русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Что такое игрушки?
Дети : Игрушка -это вещь, с которой можно поиграть.
Воспитатель : Правильно, посмотрите сколько у нас здесь игрушек и все они разные, некоторые из них вам уже знакомы (на полке расположены разные игрушки).
Воспитатель : Сегодня я вас хочу познакомить с Богородскими игрушками и рассказать историю о них.

Воспитатель приглашает детей присесть и посмотреть презентацию о Богородской игрушке

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева-Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское.

Воспитатель : Богородской деревянной игрушке около 350-400 лет. Легенда гласит, что давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам». Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка».


Воспитатель : Основное отличие богородской деревянной игрушки - щеповая резьба (маленькими кусочками отщепывается дерево). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных.

Воспитатель : Что за игрушка изображена?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику, которая так и называется "Мишка"

Пальчиковая игра «Мишка»
Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)
В свой бежит домишко (бегают пальчиками).
Забегает во двор
И калитку на запор! (сцепить руки в замок)
Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)
Наш мохнатый мишка.
Мишка очень любит спать,
Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).

Воспитатель : Такие игрушки мастера делали своими руками, сначала для своих детей, а затем и для других детишек. В умелых руках резчиков осиновые, липовые и березовые чурочки превращаются в чудесные фигурки.
Для изготовление богородской игрушки нужна хорошо просущенная на открытом воздухе древесина липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки игрушек. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.
Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону.

(СЛАЙД 5)


Воспитатель : Следующий этап - обрезка специальным богородским ножом. Ручку всех инструментов мастера делают сами - по своей руке. Инструменты строго индивидуальны, как расчёска или зубная щётка.

Воспитатель : Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Воспитатель : Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками.

Воспитатель : Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева. Некоторые игрушки расписные.


Воспитатель : Ребята, мы очень много просмотрели видео, поэтому наши глазки устали и нам нужно дать им дать отдохнуть.

«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

Воспитатель : Народные умельцы создают из дерева реалистические образы окружающего мира. Это липовые фигурки людей, животные, часто из народных басен, историй, сказочные персонажи.


Воспитатель : Особенно интересны игрушки с движением: на планках. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа.

В то далёкое время ни одна ярмарка на Руси не обходилась без дрессированного медведя. Именно отсюда образ медведя впервые попал в игрушку, в которую, можно было играть.

Игрушке «Кузнецы»

(фигурки человека и медведя, которые поочередно бьют молотками по наковальне)

уже более 300 лет.


Воспитатель : А сейчас мы с вами немного отдохнем

Физкультминутка
Я прошу подняться вас- это раз,
Повернулась голова- это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
А теперь тихонько сесть - это шесть.

Воспитатель : Вот мы и познакомились с богородской игрушкой, а теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Дети проходят в мастерскую, садятся за столы

Воспитатель :
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса.

Воспитатель : Я раздала вам трафареты богородской игрушки «Кузнецы», но она не раскрашена, поэтому вы сейчас побудите в роли мастеров и раскрасите ее.

Дети за столами выполняют задание - раскрашивают «игрушку»








Воспитатель : Молодцы, сейчас мы сделаем выставку ваших работ.

Воспитатель : Ребята посмотрите, какая яркая выставка у нас получилась. Теперь мы можем подвести итог. О каких игрушках вы сегодня узнали? Почему игрушки называют Богородскими? Из какого материала изготавливают эти игрушки? Какая игрушка вам понравилась больше всех?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Семь маленьких сказок про Богородские игрушки

Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке,...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 Богородская игрушка

Попова Ю.В.


На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное.


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом.


С этими забавными игрушками ребенок знакомится, еще не умея ходить. Стоит слегка качнуть рукой, и веселые деревянные курочки начинают дружно клевать зёрнышки, рассыпанные на расписной лужайке. Но научиться "кормить" курочек по очереди, одну за другой – не так-то просто. И маленькому ребенку для этого требуется максимум сосредоточенности, внимания, координации.


Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.


Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов.

Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись".






Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").


Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.


Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".


Делают и целые композиции. На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".



Веселый звук-

Молоточков стук!

Под веселый перестук

Даже кошка мышке друг!

От рассвета до заката

Молотком стучат ребята.

Что за шум?

Что за гром?

Это мышь

Стучит с котом!


Мы с медведем

Можем смело

За любое

Браться дело!

Вот какой

Веселый звук-

Молоточков

Перестук!


МК по изготовлению

Игрушка-дергунчик


Нам понадобится:

  • Картон цветной и белый
  • Клей
  • Краски и кисти, карандаши или фломастеры
  • толстая нить
  • Проволока
  • Толстая игла
  • Бусинка

Изготовим детали игрушки

1.Вырезаем по шаблону все части игрушки из картона



3. Намечаем места для отверстий

В первую очередь соединим между собой детали ног и рук.

Для этого толстой иглой сделайте отверстия в местах, отмеченных точкой и скрепите детали проволокой


3. Намечаем места для отверстий в верхней части рук и ног

В верхней части рук и ног будем делать по два отверстия - одно под другим при помощи иглы




4.П риступаем к работе над механизмом движения

Протягиваем нитку через верхнее отверстие на руке и завязываем узелок. Также закрепляем нитку на второй руке и на двух ногах.

Прикрепляем руки и ноги к туловищу с помощью проволоки «улиткой» через верхнее отверстие.

Связываем нитки рук вместе, также связываем нитки ног

Важно!


Важно!

Когда будете проделывать эту операцию, опустите ноги и руки дергунчика «по швам»

Соединим горизональную нить от рук с такой же нитью от ног с пoмощью дополнительной длинной нити.

На конце этой нити можно прикрепить бусинку.


Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы укладывается в высоте всей фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на симметричный характер фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Дети поэтапно выполняют работу.

V. Итог урока