25.04.2024

Лучшие книжки для детей 3 лет. Что читать ребенку в три года? «Букварь» Н


Обзор художественных произведений для детей 3-4 лет поможет родителям при выборе книг для малышей. А приведенный в статье список развивающих книг сориентирует мам и пап при покупке обучающих пособий для детей 3-4 лет.

Книги для детей 3-4 лет: лучшие художественные произведения

Стихи Агнии Барто

Цикл стихотворений «Младший брат»

В сборник входит 18 стихотворений, посвященных маленькому мальчику Андрюше, двум его старшим сестрам Марине и Свете, а также их родителям. Барто показывает, как изменился мир с появлением маленького Андрея, рассказывает о трепетном отношении к нему сестер. Все стихотворения пропитаны любовью, добротой и заботой, но не лишены и юмористической нотки.

Цикл стихотворений «Вовка — добрая душа»

В этом сборнике стихов главный герой — «паренек светловолосый» Вовка. Для многих родителей и других детей он – пример для подражания. С самого утра он из окна здоровается с прохожими, заставляя их улыбаться, приходит на помощь девочке, у которой нет старшего брата, нянчится с малышами, с которыми не справляются их бабушки. Стихи о правильных и неправильных поступках, доброте, вежливости, взаимопомощи.

Благодаря этим стихотворениям Барто ребенок получает представление о правильном и неправильном, у него с детства начинает формироваться четкая жизненная позиция.

Сергей Михалков «Дядя Степа»

Эту книгу помнят и любят с детства многие родители, поэтому с удовольствием читают ее своим детям. Дядя Степа – настоящий герой, прекрасный пример для подражания, человек, всегда готовый прийти на помощь, он учит ребят добру, любви к Родине, взаимопомощи между людьми.

Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все» (перевод Бориса Заходера)

Многим детям знаком жизнерадостный, веселый медвежонок Винни-Пух, который очень любит подкрепиться, по советским мультфильмам Федора Хитрука. Хорошая книга для проведения вечера с ребенком за чтением любимых сказок.

Английский писатель знакомит родителей и юных читателей с удивительным миром его сынишки Кристофера Робина и его плюшевых друзей. В этом выдуманном сказочном лесу хорошо и уютно. Книга учит умению дружить и дорожить своими друзьями в любом возрасте. Дарит радость и хорошее настроение. С возрастом в этой книге можно открывать все новые аспекты.

Произведения Г. Цыферова для детей 3-4 лет

«Паровозик из Ромашково»

Паровозик опаздывал из-за того, что по дороге он любовался первыми ландышами, слушал пение соловья, встречал восход солнца. Поначалу все пассажиры не понимали милого паровозика, ведь для них главнее было не опоздать на станцию, но потом они поняли, что важнее не опоздать на всю жизнь.

«Дневник медвежонка»

Рассказ повествует об одном медвежонке, который был очень маленьким и со многими вещами знакомился впервые и всему удивлялся. Даже о том, что он – медвежонок, он узнал совсем недавно. Этот медвежонок часто попадает в веселые истории, поэтому он их записывает в дневник, ведь когда он вырастет, с ним будут случаться только большие и серьезные истории, но он будет открывать свой дневничок и перечитывать свои записи, вспоминать о детстве и смеяться над теми смешными историями.

«Про чудака лягушонка»

Главный герой этой книги становится любимцем детей с первых страниц, хотя он и чудак, но добрый и отзывчивый.

Лилиан Мур «Крошка Енот, и тот, кто сидит в пруду»

Книга о том, что нужно быть добрее к окружающим, встречать с улыбкой, а не с палкой и враждой, тогда и в ответ на доброту будет только добро.

Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Большая книга с историями о непослушном деревянном мальчишке Буратино и его приключениях. Ребенку 3-4-х лет трудно за один день или вечер прослушать всю книгу. Лучше читать ее частями, по несколько историй в день. Они не оставят ребенка равнодушными. Веселый Буратино, грустный Пьеро, нравоучительная Мальвина и храбрый пес Артемон «сражаются» против угнетателя кукол Карабаса-Барабаса и его подручных. И хотя Буратино – редкий проказник, у него большое сердце. На его стороне доброта, любовь и дружба. Ну, конечно же, главный итог всей книги – добро всегда побеждает зло.

Произведения В. Сутеева для детей 3-4 лет

Владимир Сутеев – настоящий детский волшебник. Его рассказы никого не оставят равнодушными. Они яркие, веселые, но при этом поучительные. Все сказочные повести написаны простым и доступным языком, что даже ребенок сможет понять мораль прочитанного. Кроме того, Владимир Сутеев является еще и иллюстратором к своим произведениям.

«Палочка-выручалочка»

Два друга Ёжик и Заяц идут домой. Все встречающие на своем пути преграды Ежик преодолевает с помощью палочки-выручалочки, благодаря которой ему удается вытащить Зайца из болота, спасти птенца, прогнать злого волка и помочь Зайцу дойти до дома. Но, как оказывается, палочек таких на свете много, а вот выручалочка, смекалка должна быть у каждого в голове.

«Умелые руки»

История о Игле, Карандаше, Ручке и Мяче, поспоривших между собой, кто из них лучше. Оказалось, что каждый предмет хорош, но только лишь в умелых руках, если правильно с умом их использовать.

«Ёлка»

Сказочная повесть о храбрых Снеговике-почтовике и собаке Бобике. Они отправились в лес к Деду Морозу, чтобы принести новогоднюю красавицу елку и сделать подарок детям. Снеговику и Бобику помогают белки, зайцы, медведь справиться с лисой и волком и прийти к деду Морозу. Добро торжествует над злом и хитростью.

«Про бегемота, который боялся прививок»

На примере бегемота, который боялся прививок, прятался от врача и убежал домой, в результате чего заболел желтухой, дети учатся не бояться врачей, в частности, не бояться прививок.

Произведения В. Чижикова для детей 3-4 лет

Многие родителям знаком детский писатель Виктор Чижиков с детства. Кроме того, он известный художник-иллюстратор, который оформлял не только свои книги, но и книги коллег по цеху.

«Наше Вам с кисточкой»

В книге веселые герои (собаки, мыши, кошки) и забавные иллюстрации заставляют малышей смеяться и дарят им прекрасное настроение.

«Петя и Потап»

В книгу входят три сказки. Первая представляет собой пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки» о том, как умный мужик дважды перехитрил медведя. Две другие – продолжение, придуманное Чижиковым, о дружбе медвежонка Потапа и мальчика Пети.

Григорий Остер «Сказочные истории»

Книга о дружбе четырех друзей Мартышки, Слоненка, Попугая и Удава. В основе историй – парадокс, который необычным образом решают друзья. Книга научит детей дружить, несмотря на разность характеров, уступать друг другу, научит совершать добрые поступки и делать для друзей что-то приятное.

Михаил Пришвин «Листопад», «Дятел»

Коротенькие рассказы, заметки писателя-натуралиста, певца русской природы учат подмечать даже самые незначительные изменения в природе и видеть ее красоту.

Ханс Кристиан Андерсон «Гадкий утенок»

Никто из обитателей птичьего двора не видит внутренний красоты Гадкого утенка. Все смотрят на него и презирают его лишь за внешнее безобразие. С ним поступают жестоко, постоянно обижая и смеясь над ним.

По-настоящему потрясающий финал, когда Гадкий утенок становится прекрасным Лебедем, красивым не только внешне, но и красивым внутренне. Он имеет доброе отзывчивое сердце, которое свободно от различных проявлений гордости, эгоизма, себялюбия. Эта сказка учит ребенка доброте, выбирать не красивую внешнюю оболочку, но с темной душой, а доброе любящее сердце пусть не всегда с яркими внешними проявлениями.

Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Добрая сказка о дружбе. Крокодил Гена даже не подозревал, что на свете есть столько одиноких людей и зверей, которые, как и он нуждаются в дружбе. Книга учит добру, учит делать выбор между правильным и неправильным, плохим и хорошим.

Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Эта интересная сказка входит в цикл рассказов о животных, написанных автором для своей дочери. Главные герои, конечно же, Заяц и серый разбойник Волк. Автор показывает детям одно из самых плохих качеств – хвастовство. Показывает, что из-за него можно оказаться в глупом положении.

Самуил Маршак «Кошкин дом»

Поучительное произведение о том, что друзья познаются не только в радости, сытости и довольстве, но и в беде. И те, кто обещался быть другом на века, могут не помочь в трудную минуту. А тех, кого главная героиня отталкивала, наоборот, пришли на помощь. Эта книга еще и образовательная. Она знакомит ребенка с пожаром, показывает, насколько он может быть опасен, к чему может привести. Несомненным плюсом являются легкие для запоминания стихотворные строки, что поможет ребенку развивать память.

Народная сказка «Лиса и Волк»

Нельзя обойти стороной и русские народные сказки, в них хранится вся мудрость русского народа, накопленная несколькими поколениями. Всем известная сказка о том, как хитрая Лиса обманула деда и украла у него всю рыбу, потом обманула своего кума Волка и вышла сухой из воды. Сказка учит ребенка видеть хорошие и плохие поступки. Видеть, что часто за льстивыми речами может скрываться опасность. Также показывает, что достижение желаемого путем обмана – не всегда правильный путь. Нужно стараться идти дорогую добра, несмотря на то, что этот путь намного тяжелее.

Развивающие книги для детей 3-4 лет: список и краткий обзор

Комплект книг «Школа семи гномов» от трех до четырех лет

В комплект входит 12 книг, направленных на всестороннее развитие ребенка: обучение грамоте и развитие фонематического слуха, на развитие логики и мышления, обучение счету, временным и пространственным понятиям. Также ребенок знакомится с различными видами транспорта, профессиями, изучает родную природу.

В каждой книжке есть страница для родителей, где даются краткие рекомендации по организации занятий, а также представлены игры, в которые можно поиграть с ребенком по определенной теме. Есть вкладка для творческого задания или закрепления пройденного материала в игровой форме. Есть набор наклеек, которые выдаются ребенку после выполнения задания.

Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» (от Школы семи гномов)


В комплект входят четыре рабочих тетради. В каждой тетради несколько тем с заданиями, которые нужно выполнить малышу.

Серия книг «Чудесные наклейки» от издательства Мозаика Синтез

Малышу в 3-4 года бывает трудно выполнять задания в традиционной форме, поэтому разработана серия «Чудесные наклейки». В веселой игровой форме, выполняя задания с помощью многоразовых наклеек, ребенок познакомиться с азбукой, научиться считать, выполнит задания, направленные на всестороннее развитие.


Букварь Надежды Сергеевны Жуковой, кандидата педагогических наук, логопеда более чем с 30-летним стажем.

Букварь сочетает традиционную и оригинальную логопедическую методику, обучения ребенка чтению.

И обзор книг для детей 4-5 лет на нашем сайте поможет родителям ребят, соответствующего возраста, при выборе детских литературных произведений для чтения.

Книгу малышам можно читать десятки раз подряд, и они с удовольствием будут слушать ее. Но даже самые любимые из них порой просто надоедают. И тогда родители задаются вопросом: «Какие книги читать детям 3-4 лет?» Разумеется, все малыши разные. Одним из них больше нравятся книги про животных, другие уже в таком возрасте с удовольствием знакомятся с детскими энциклопедиями. Есть же детки, предпочитающие просто рассматривать картинки. Однако существует список книг для детей 3-4 лет, в котором находятся произведения, любимые всеми без всякого исключения.

Как малыши воспринимают чтение?

Каким будет список книг для детей 3-4 лет, зависит от следующего:

Как часто малыш проводит время с мамой и папой;
- насколько полезны для ребенка совместные занятия с родителями;
- насколько мамы и папы сумели привить своему чаду любовь к чтению и книгам.

Ситуации при этом бывают самыми разными. Различной может быть и степень готовности малыша к совместному чтению. Для родителей важно не проводить аналогии между свои чадом и другими детками. Ведь, например, соседский мальчик такого же возраста уже может с удовольствием слушать «Буратино», а их ребенок - даже не интересоваться «Репкой». Всегда стоит помнить о том, что темпы развития у детей разные, и в этом нет ничего страшного.

Однако это вовсе не означает того, что мамы и папы должны просто ждать, когда же их чадо само пожелает слушать книги. Необходимо заниматься с малышом, начав с веселых сказок и коротких стишков. Основная цель при этом должна состоять не в навязывании определенного объема произведений. Ребенку необходимо привить интерес к чтению.

Нужны ли книги малышу?

Сегодня, в век бурного развития техники, многие родители задаются вопросом: «Зачем читать ребенку?» Разумеется, практически в каждой современной семье имеется телевизор и компьютер, которые «выдают» развивающие программы. Однако все это просто невозможно сравнить с книгой, прочитанной родителями.

И на это есть несколько причин:

1. Воспитательная . При чтении книги родители акцентируют внимание малыша на тех моментах, которые важны для воспитания именно их чада.

2. Общение с близкими людьми. Во время чтения происходит формирование отношения маленького человека к окружающему миру. Кроме того, при этом он обучается общению с другими людьми.

3. Становление эмоциональной сферы. В процессе чтения у малыша возникает определенная реакция на интонации, появляющиеся в голосе родителя. Это помогает формировать у ребенка чувство сопереживания и благородство. Он начинает воспринимать мир на более высоком чувственном уровне.

4. Развитие грамотной речи, фантазии, а также расширение кругозора.

Какой может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому и книги все дети воспринимают по-разному. Однако психологи дают родителям несколько полезных советов, позволяющих сделать совместное чтение более продуктивным и приятным:

1. При чтении книг важно уделить особое внимание жестам, мимике и интонациям. Ведь в этом возрасте детям не столько нужны написанные авторами сюжеты, сколько переживания и действия персонажей. При этом малыши учатся правильно реагировать на возникающие жизненные ситуации.

2. Четко выделять в сказке положительных и отрицательных героев, а также совершаемые ими хорошие и плохие поступки. Детки такого возраста делят весь мир на белое и черное. Чтение сказок родителями позволит малышу научиться правильно себя вести и разбираться в жизни.

3. Важным элементом развивающего процесса являются стихи. Они способствуют становлению речи и расширению словарного запаса детей.

Каким может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Родителям стоит иметь в виду, что далеко не вся литература, стоящая на полках магазина, подойдет малышу. При выборе книги стоит обращать внимание на то, несет ли она моральную нагрузку и есть ли в ней поучающий подтекст. Но лучше всего остановить свой выбор на уже опробованных годами и замечательно зарекомендовавших себя произведениях. Рассмотрим рейтинг книг для детей 3-4 лет, в него войдет следующее:

    «Жили-были…».

    «7 лучших сказок малышам» К. Чуковского.

    «Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер.

    «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка и некоторые другие произведения.

«Жили-были…» - сборник, в который вошли русские народные сказки

Список, в котором находятся для детей 3-4 лет, начинается именно с него. Это красочная чудесная книга, которая обязательно понравится детям. В сборник, помимо пятнадцати самых любимых детьми народных сказок, включены потешки и народные загадки, скороговорки и песенки.

Благодаря чтению этой книги ребенок быстрее познает окружающий мир. Помогают ему в этом отношения между сказочными героями русского фольклора. При этом мир малыша становится красочнее и понятнее, справедливее и добрее.

«Сказки малышам» В. Бианки

Очень часто лучшие книги для детей 3-4 лет - это те, в которых рассказывается о животных. Именно поэтому многим малышам по нраву приходятся сказки и рассказы В. Бианки. Они не только интересны, но и весьма познавательны. При чтении этой книги ребенок получает много интересной информации о животных и о природе. Он начинает называть по именам озерных, полевых и лесных обитателей. Кроме того, сказки, написанные Бианки, учат малышей добру, а также дружить и приходить на помощь в трудной ситуации. После их прослушивания малыши начинают более внимательно и бережно относиться к животным и растениям.

Книга сказок автора В. Сутеева

Вряд ли можно найти такого человека, который не был бы знаком с этой уникальной подборкой. Весь объем книги разбит на 3 раздела:

1. В. Сутеев как художник и автор. Сюда включены его сказки и сказки-картинки, написанные, а также проиллюстрированные им.
2. По написанным В. Сутеевым сценариям.
3. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам М. Пляцковского, К. Чуковского и И. Кипниса.

Тем, кто ставит своей целью приобрести книги для развития детей 3-4 лет, непременно стоит включить в список литературы произведения Владимира Сутеева. Его рассказы вряд ли смогут оставить кого-либо равнодушным. Они веселые, яркие и при этом весьма поучительные. Сказочные повести этого настоящего детского волшебника написаны доступным и простым языком. Даже малыши понимают заложенную в произведениях мораль.

«7 лучших сказок малышам» К. Чуковского

Уже одно только имя автора говорит о многом. Ведь очень хорошо подходят многие его книги для чтения детям 3-4 лет. В этом издании находятся самые известные сказки, написанные автором, произведения которого читали не одному подрастающему поколению. Книга имеет большой формат. Она красочно и хорошо оформлена. В ней находятся занимательные и яркие иллюстрации. Маленьким читателям книга Корнея Чуковского обязательно придется по вкусу.

«Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер

Какие книги для детей 3-4 лет будут им особенно интересны? Те, главными персонажами которых являются герои любимых ими мультфильмов. Например, котенок, которого зовут Гав. Многие малыши любят этот мультфильм и будут с удовольствием слушать про него.

В книге объединены сказки сразу двух авторов. Первая из них - про маленького котенка, которого зовут Гав, написанная Г. Остером. Вторая сказка - М. Пляцковского с иллюстрациями к ней В. Сутеева. Рисунки в книге не похожи на те образы, которые созданы в мультфильме. Однако подборку этих сказок детки очень любят.

«Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка

Эта книжка для самых маленьких будет не только интересна, но и поучительна для малышей. В сказочных историях Д. Мамина-Сибиряка оживают и начинают весело общаться между собой игрушки, животные и растения. Деткам нравятся такие забавные персонажи, как Ерш Ершович, Мохнатый Миша, Комар Комарович, Воробей Воробеич и многие другие.

Эти фантастические герои увлекают малышей в свой чудесный мир, уча их при этом таким хорошим человеческим качествам, как справедливость и трудолюбие, дружеские отношения и добродетель. Кроме этого, персонажи «Аленушкиных сказок» помогают деткам получить сведения о природе, а также наблюдать за событиями, происходящими в жизни.

«Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов

Эту сказку относят к классике детской литературы. В ней ребята знакомятся с маленьким Паровозиком, который возил своих пассажиров на станцию Ромашково. Он был необычным, так как всегда и всюду опаздывал, давая каждый раз начальнику слово, что это было в последний раз. По дороге между станциями Паровозик мог остановиться, чтобы полюбоваться жеребеночком, послушать пение соловья, насладиться запахом рощи или посмотреть на закат. Пассажиры, сначала возмущавшиеся задержкой в пути, также начинали любоваться природой. В результате Паровозик привез их в Ромашково на 3 дня позже. Но при этом никто не ругал его. Взрослые дяди и тети благодарили за поездку. При этом они говорили о том, что если бы не Паровозик, то можно было бы опоздать на всю весну, лето, и даже на всю жизнь.

Автор показывает своей сказкой, что многие люди постоянно спешат. Они бегут на работу и после нее домой, не обращая никакого внимания на ту красоту, которая их окружает. Малыши начинают понимать, что надо радоваться жизни, в которой можно найти много хорошего даже при плохой погоде.

Помимо этой сказки в книге можно найти и другие произведения писателя. Это короткие, но очень добрые истории, которые содержат в себе много поучительных моментов. Их прослушивание может навести малышей на некоторые размышления, а также окажет помощь в освоении такого пока незнакомого, но интересного для них мира.

Сказки, входящие в эту хорошо оформленную и красочную книгу, научат детей быть добрыми, а также верить в то, что они сами могут сотворить чудо. Малыши начинают понимать, что нужно думать перед тем, как сделать что-нибудь, дружить и отдыхать с пользой.

Буквы в этой книжке большие, а рассказы короткие. Именно поэтому «Паровозик из Ромашково» пригодится ребенку для самостоятельного чтения.

«Школа семи гномов»

Родители стремятся приобрести и развивающие книги для детей 3-4 лет. Их необходимость для малышей подтверждена и многими педагогами. Они считают, что с детьми необходимо заниматься с самого раннего возраста, что будет способствовать их развитию. Именно поэтому большую популярность на сегодняшний день имеют различные развивающие игрушки и, разумеется, книги. На полках магазинов родители могут найти множество литературы данного направления. Однако не так-то и просто подобрать хорошие развивающие книги для детей 3-4 лет.

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется серия пособий «Семь гномов». Она состоит из 7 комплектов, каждый из которых предназначен для одного года жизни дошкольника. При разработке серии были учтены современные стандарты образования, что позволяет деткам получить соответствующие их возрасту всесторонние знания. В пособии много цветных иллюстраций, вкладышей с наклейками и карточками, заданий для малышей, а также рекомендаций для взрослых.

Книги «Школа семи гномов» для деток трех и четырех лет посвящены различным темам. Но при этом каждая из них направлена на развитие определенного навыка и умения, а также личностного качества ребенка. Изучение изложенного в пособии материала позволяет дошкольникам увеличить запас слов, раскрыть творческий потенциал личности и ближе познакомиться с окружающим их миром.

«Чудесные наклейки»

Эта целая серия книг, выпущенная издательством «Мозаика Синтез», помогает малышу трех и четырех лет выполнять задания в игровой форме. Ведь маленьким детям бывает весьма сложно отвечать на поставленные вопросы так, как это принято в школе.

«Чудесные наклейки» - это прекрасные обучающие книги для детей 3-4 лет. В них находятся забавные иллюстрации, к которым прилагаются многоразовые наклейки. Украшать предложенные рисунки становится для малыша занятием не только интересным, но и полезным. Ребенок знакомится с буквами и учится читать. Кроме этого, у него развивается воображение, мелкая моторика пальцев рук, а также координация движений. Эти книги помогают малышу быстрее познать окружающий мир, положительно влияют на интеллектуальное и речевое развитие, учат находить решения и принимать их.

«Букварь» Н. С. Жуковой

Это еще одна развивающая книга, которая заслуживает внимания родителей и педагогов. Ведь взрослые понимают, что уже не за горами то время, когда малыш подрастет и пойдет в школу. Уже в три-четыре года его нужно постепенно начинать готовить к столь важному этапу его жизни. И в этом поможет «Букварь», написанный кандидатом педагогических наук, логопедом более чем с тридцатилетним стажем Надеждой Сергеевной Жуковой.

Это широко известный и популярный учебник, знакомый уже нескольким поколениям детей. При его написании автор прекрасно совместила свою методику с мерами, позволяющими предупредить возникновение у детей ошибок при письме.
Книга не содержит моментов игры. В ней ничто не отвлекает внимание детей от занятий. Пособие рассчитано не только на изучение букв, но и на быстрое обучение детей-дошкольников чтению. Внизу страниц для родителей и педагогов даются методические рекомендации, позволяющие сделать занятие более эффективным.

Как мы выбираем книги для 3-4 летнего возраста?

В этом возрасте нам захотелось перейти от отдельных стихов и сюжетов к развернутым историям с продолжением, которые можно читать много дней подряд. Короткие рассказы, стихи и маленькие сказки, конечно, тоже продолжают быть очень актуальными. Многие малыши любят повторы и хорошо, если кто-то в семье способен раз за разом читать одно и то же. Мне, например, это дается сложно - как правило, я предпочитаю повторам чтение новых книг и просмотр новых фильмов, тем более, что сейчас много всего интересного. Так что мы эту функцию в семье делим. Я читаю "на вырост" или что-нибудь новенькое, бабушка или папа, которые в целом делают это реже, берут то, что ребенок тащит с полки - это, как правило, уже прочитанное. Здесь мы решили собрать неколько своих любимых списков для разного возраста. Деление это условное, потому что дети в 3-4 года, как и 5-6 лет , и 7-9 лет бывают очень разные. Они отличаются как вниманием, так и впечатлительностью. Да и наличием старших или младших братьев и сестер - некоторые 3-х летки (хочешь - не хочешь) вынужденно тянутся за старшими. С другой стороны, если не надо - то и не возьмет. А чтение малышам всегда должно быть радостью и никогда - принуждением. Но категория "любимого" у каждой читающей семьи есть в каждом из возрастов. Вот как раз над ней нам интересно помедитировать. В настоящий момент мы только начали формировать свой список, он пополняется, так что возвращайтесь сюда - он будет пополнен.

Сказки. Александр Сергеевич Пушкин

Меня сейчас вряд ли поймут те, кто считает, что книги должны быть исключительно по возрасту, начинать надо в 1,5-2 года с Чуковского, Маршака и Барто, а продолжать в 3-4 года Петсоном и Финдусом. И дорасти до Пушника к среднему школьному возрасту. Поздно. Но вот мы последние годы много читаем. Разного, в том числе отменного, на разный возраст. И я думаю, что Пушкина надо начинать читать вообще раньше. Пока открыты все каналы. Можно года в полтора-два, а можно и в утробе матери - важно же, что мама читает, пока беременна. Он одухотворенный. Он напевный. У него смыслов всегда больше, чем буквально сказано. А стихи воспринимаются детьми легче. Стихи древнее прозы. А сказки в стихах - это самые древние стихи. Детям все равно, а нам приятно. Это я шучу. Потому что им не все равно. Наши любимые: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" и "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Пушкин несет в себе дольнее, несет тайные коды языка и культуры. Важны иллюстрации к нему, но я не буду их здесь советовать. Но для потерявшихся один совет дам. Если вы забыли как Пушкина понимать, посмотрите ролики Михаила Казинника про Пушкина, они есть на Ютубе. Казинник рассказывает про "Сказку о рыбаке и рыбке" , про "Сказку о попе и о работнике его Балде", например. В доступной форме и с огромным юмором вскрывает некоторые из их подтекстов. Например, как "Сказка о рыбаке и рыбке" рассказывает об огромной и непостижимой любви старика, потому что красивую, молодую и щедрую любить легко, а вот попробуйте любить страшную, старую и жадную. И про то, что поп и Балда - это остроумнейшая лингвистическая игра, противопоставляющая букву "О" букве "А". «Жил-был пОп, ТОлОкОнный лОб. Пошел пОп пО базару пОсмОтреть кОй-какОгО тОвару. НАвстречу ему БАлдА идет, сАм не знАя кудА». Зная это, читаешь и видишь противостояние звуков на всём протяжении текста. В общем, вы найдете там такие смыслы, что вам захочется эти сказки перечитать и поискать разные интерпретации их символики. Еще одна наводка - ролик Ефремова "Тайный код Пушкина" " про поэтму "Руслан и Людмила". С ребенком постарше (лет в 5) я такие ролики смотрю вместе, а потом мы перечитываем Пушкина. Хочется дойти до умения видеть в тексте и подтексте основополагающие символы нашей культуры и их интерпретировать.

Виталий Бианки. Сказки. Рассказы


Пишу про сказки и рассказы Бианки и сразу же понимаю, насколько условны возрастные диапазоны этого списка. Бианки мне было интересно читать самой. И его вполне адекватно будет перечитать пару раз за детство каждого из моих детей. Его сказки и рассказы особенно интересны в контексте: мы много времени и истории из жизни природы прекрасно в наш мир вписаны. Муравей, который отбился от своих и спешит. Воробьи, которые ищут себе для гнезда место. Мышонок, которого дети посадили на листик и отправили плавать, а он после этого потерялся и долго-долго искал себе дом. Бельчонок, который победил лисицу. Все это оживляет и одухотворяет окружающий нас мир. У нашей дочки в это время было много-много вопросов. Она любила спрашивать не "почему", как многие другие дети, а "зачем". Но это "зачем" было ни чуть не проще. Зачем луна на небе светит? Зачем ветер дует так сильно, что получается ураган? Зачем птицы поют? Мне не хватало знаний из биологии, чтобы отвечать на все эти вопросы корректно. Бианки был очень кстати. Я пошла дальше и заказала сразу хорошее издание "Лесной газеты" - рассказов Бианки, объединенных по месяцам. Но они оказались сложные и мы приберегли их на более поздний возраст.

Энциклопедии и атласы про животных и окружающий мир


В это же время мы купили несколько энциклопедий и атласов: про животных диких и домашних, про рыб и животных моря, насекомых и микромир, про человека, Землю как таковую. Позднее на расширение окружающего мира - Солнечную систему, вселенную, звезды. Еще позднее (ближе к 5-ти годам) - про историю цивилизаций и географические открытия (их нам только предстоит почитать). А на стенку повесили большую детскую карту мира с нарисованными на разных континентах животными. И стали чаще ходить в зоопарк. Ничего из этого мы не читали подряд. Дочь либо листала и смотрела картинки, а потом выбирала какое-нибудь животное на угад и тыкала в него пальцем. Я не привожу здесь авторов и издания этих книг - сейчас их великое множество, каждый выбирает себе по вкусу. Наш набор не идеален. Сложно найти баланс. Книги либо примитивно организованы и слишком просты (одноразовы), либо очень сложны ребенку, по ним впору готовиться к институту. Хочется серединки: чтобы было когтивно сложно, но доступно. Чтобы была система, категоризация желательно не по внешним признакам, а по существенным и важным, пусть эта система ребенку еще не понятна, он ее почувствует. По упрощенным алтласам с ребенком заниматься становится слишком скучным уже после первого прочтения, к слишком сложным ребенок теряет интерес. Но я вспоминаю свое детство. Тогда не было множества книжек. Была, например, энциклопедия вообще, а я как завороженная рассматривала там цветную вклейку с грибами, пытаясь выучить, что съедобно, что ядовито. Рассматривала ее много раз за детские годы. Поэтому я решила: пусть что-то будет сложно, пусть будет с избытком, пусть стоит на полке. Но когда будет интерес, мы снимем атлас с полки, и посмотрим вместе на животных, звезды, подсистемы человека, растения или рыб. Так иногда и смотрим, интерес у ребенка много к чему есть. Можно ли напрявлять и регулировать этот интерес с помощью книг - кто знает. Некоторые дети проявляют больший интерес к природе, некоторые к технике. У этих энциклопедии и атласы на полках посвящены технике (поездам, самолетам, машинам, аэропортам, зданиям или другим интереностям искусственного мира). Мне кажется, что в этом возрасте ребенок может подхватить почти все и мы сами направляем его незатейливым поощрением и своим собственным интересом. Так что этот читательно-смотрительный набор может быть очень разнообразным.

Винни Пух и все-все-все. Алан Александр Милн


Эту книгу мне как-то подарил на День рождения друг-однокурсник, когда мы учились на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, со словами, что Сова - умная птица, она даже умеет писать "вторник" так, чтобы все поняли, что это не "суббота". Он считал эту книжку гениальной галереей человеческих характеров и гениальной моделью конфликтологии. И цитировал к месту (и не к месту) различные ситуации из жизни Винни-Пуха и Пятачка. Тогда я, конечно, прочитала ее с удовольствием. И даже назвала своего кокер-спаниеля Тигрой, поскольку обожала именно этого героя всей этой истории. С тех пор книжка стояла на моей полке среди других (психологических) книг и ждала своего часа. И дождалась. Теперь она живет на нашей даче и мы перечитываем ее каждое лето. Дочке она очень нравится, поэтому лично я читатала ей ее и в три года, и в четыре. Но переодически я ловила кого-то из семейных (папу или бабушку) на том, что они тоже читают дочке именно ее. Не то, чтобы у нас на даче было мало детских книг - их там более, чем достаточно. Просто либо дочь сама эту книгу с полки тащит, либо взрослые хотят почитать именно ее, а дочь не спорит. Иногда двое взрослых параллельно читают ей истории из из разных мест этой книги. Конечно, для многих из нас "Винни Пух" - это прежде всего мультфильм в озвучке Леонова. И это тоже правда. Но мы все-таки начали с книги, а мультфильм посмотрели позже. Образы Винни Пуха, Пятачка, Ослика и Совы из советского мультфильма совершанно замечательны и легко вытесняют образы других иллюстраторов, даже если увидеть их позже. А вот истории книги более детальны и разнообразны, поэтому текст прекрасно мультфильм расширяет. В конечном счете, это книга про взросление - Кристофер Робин идет в школу и вырастает, а его любимый медвежонок так и остается навсегда ребенком.

Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик (с продолжениями). Анне-Катрине Вестли


Замечательная книга. Ее может понять 4-х летний ребенок, но, если вы не читали ее в 4 года, то можете смело читать в 5 или в 6, или даже позже. Когда мы ее прочитали, то с большим удовольствием всем своим семейным цитировали - и папе, и бабушке - ее хотелось рекомендовать к самостоятельному чтению даже взрослым. На этой книге я наслаждалась тем, как моя дочь спонтанно учится пересказу. Потому что истории с юмором и их хочется пересказать их за ужином как анекдоты. Они на 100% добрые и корректные. В простой форме рассказ о многодетной семье представляет маму и папу такими, какими они должны быть. Живыми и добрыми. Эта книжка психотерапевтична для родителей семьи, где есть хотя бы два малыша. Потому что в ней папа - это папа, мама - это мама, дети - это дети, а бабушка - это бабушка. Все на своих местах и не думайте, что это просто: "правильно" поступать в повседневной жизни, выстроить в семье взаимосвязанную систему и иехрархию, где каждого любят и у каждого есть свое место. В семье постоянно что-нибудь происходит и реакция родителей на это адекватная. Например, две средних сестренки теряют в лесу малыша. Вся семья его тщательно ищет и находит. Вопрос: "Давали ли после этого сестренкам караулить малыша?" Ответ: "Да, давали, потому что после этого они смотрели за ним более тщательно, чем все остальные". Истории не банальные, будь то история про разобранный малышом будильник, украденный и возвращенный грузовик, отпуск на море, покупку часов с кукушкой или организацию детского праздника. Это истории с фантазией, после которых на душе легче и есть желание почитать что-нибудь еще у этой норвежской писательницы. И еще, если эта семья вам понравилась, то про нее у Анне-Катрине Вестли есть много продолжений: "Папа, мама, бабушка и восемь детей в лесу", "Маленький подарок Антона", "Папа, мама, бабушка и восемь детей в Дании", "Мортен, бабушка и вихрь" - эти и другие продолжения нам удалось найти в свободном доступе в сети, так что на главной книге серии мы не остановились. Продолжения тоже классные.

Механический Дед Мороз (и другие истории про Петсона и Финдуса). Свен Нурдквист


Я думаю, что Свен Нурдквист - отличный иллюстратор и средней руки писатель, истории симпатичные, но не богом одухвотренные. Лично для меня эти истории скучноваты, хотя моей дочери они нравятся. Особенно она хохочет над проделками котенка, который олицетворяет в них ребенка (старик Петсон олицетворяет взрослого). Эти истории очень нравятся многим нашим друзьям и вообще они довольно популярны. Но цена книжек кусается (их обычно собирают серией, потому что дети в нее втягиваются), поэтому предпочтительно "получить их в наследство", потому что ребенок из них довольно быстро вырастет. В электронном виде мы нашли только "Механического Деда Мороза", хотя искали пока поверхностно. Что прекрасно в этих книжках - это детально проработанные картинки, которые ребенок рассматривает с огромным удовольствием. Каждая курица на них нарисована с юмором, не говоря уже о доме и основных персонажах.

Сказки. Редьярд Киплинг


Я специально располагаю сейчас Нурдквиста рядом с Киплингом. Это история про разные масштабы, речное мелководье трудно сравнить с Марианской впадиной, хотя природе нужно и то, и другое. Есть книжки на 3-4 года, потенциал которых в 3-4 года, ну максимум в 5 или 6. Модно сейчас собирать детям дорогую серию книг, вроде Петсона и Финдуса: на "Озоне" на них встретишь десятки отзывов. А есть Киплинг, сказки которого можно скачать в любой бесплатной библиотеке (хотя книгу с хорошими картинками лично мы все-таки нашли и купили). И когда читаешь его сказки, которые поймет средний ребенок в 3,5 года, то понимаешь, что их можно перечитывать и переслушивать. Сравнивать переводы, хотя нам нравится распространенный перевод Чуковского - Маршака. Сравнивать иллюстрации, нам нравятся многие. Когда я читала "Кошку, которая гуляла сама по себе" (в некоторых версиях "Кот, который гулял сам по себе"), я физически ощущала эстетическое удовольствие. Хорошо переведенный Киплинг позволяет наслаждаться стилем. Его истории - притчи. Взрослые истории ранят и трогают до глубины души, оставляя след на полжизни. Детские сказки создают ощущение песни. Конечно, в разной степени, есть проще - есть сложнее. Но есть Маугли и "Книга джунглей", есть "Рикки Тикки Тави". Как зыбь океана, которая переходит в большие волны. Это поэзия, даже если она в прозе. И это сама жизнь.

Алошка. Георгий Балл, Галина Демыкина


Хорошая книга про преодоление детских страхов. Живет мальчик с мамой, тетей Верой и бабушкой. А папа у него далеко - работает на далекой Ладоге. И поскольку мама всегда на работе, а бабушка часто уходит в магазин за продуктами, мальчик часто остается один на один со злой и строгой тетей Верой. Женщины олицетворяют ключевые субличности: бабушка - хорошая и добрая, все понимает и всегда на стороне мальчика, она волшебница, но слабая. Тетя Вера - злая, несчатливая, всегда недовольная, сильная. Она против шума, игры, радости, собственно против детства. Она пугает мальчика волком и медведем и имеет "слуховые очки", поэтому слышит все, что происходит в доме. То, что в психоанализе называется "Супер Эго". Мама - хорошая, но тоже слабая, поддается влиянию и ее часто нет. Папа - сильный, добрый и любимый, он защитник, но его нет почти никогда. В этом мире приходится расти. И ребенок справляется: у него появляется Алошка, маленький человечек, который живет в телефоне. Аллошка - настоящее детское бессознательное. Он играет, шумит, ничего не боится, бегает один на улицу и выполняет поручения всех и вся. Он легко переключается и все исправляет. Чтобы нейтрализовать тетю Веру он играючи устраивает ее личную жизнь: договаривается о выходе на пенсию Иван Ивановича, доброго молодца с третьего этажа. В изложении здесь вся эта бытовая магия кажется совершенно беспроглядной. Но это не так. Книга терапевтична, она как раз помогает одинокому ребенку "прорасти" через все это, сохранить игру и радость в мире, где взрослые слишком взрослые. Ну и, конечно, дождаться папу.

Астрид Линдгрен. Лотта с Горластой улицы. Дети с Горластой улицы


3-4 года - хорошее время начинать читать Линдгрен. У меня в детстве был только зачитанный до дыр "Малыш и Карлсон". Со своей дочерью по многим причинам я предпочитаю начать с других книг, пусть "Карлсона" прочитает сама, когда подрастет, никуда он от нее не денется. Например, есть замечательные истории про Лотту. Другое название - "Дети с улицы Бузотеров". Это истории про взаимоотношения брата в сестер. Серия книг про семью с тремя детьми, из которых Лотта самая младшая. В разных повестях ей от 3 до 5 лет. Сначал двое старших ее всячески тролят, но она остается к этому исключительно устойчивой. Потом она подрастает и удивляет всех. Уходит жить к соседке, потому что не может сказать маме "прости" за то, что разрезала ненавистный колючий свитер на куски, например. Написано с юмором, я смеялась до слез. Из всех книг Линдгрен Лотта мне ближе других - меньше шалостей, больше глубинного юмора, понятного взрослым. Книга психотерапевтична для родителей: про прощение и сохранение достоинства, про сильный характер, про принятие детской фантазии. Когда дети играют в тюрьму и через крышу спускают узднице-Лотте припасы, я расслабилась на счет некоторых странных игр у моих малышей.

Русские народные сказки. Сказки малых народов. Сказки народов мира


Мы начинали читать народные сказки с простых сказок о животных и бытовых сказок. Волшебные сказки относим на чуть более поздний возраст - 5-6 лет . С некоторыми исключениями, ведь сказки то Пушкина как раз волшебные, но их мы начинали читать рано из-за языка и в переданных этими сказками культурных архетипов, чтобы "прописались на подкорку". Да и волшебные сказки вроде "Морозко", сюжетом отражающие период первого женского посвящения, мы тоже читали и инсценировали рано. Русские народные сказки у нас, конечно, одни из самых читаемых и любимых. Первые сказки вроде таких как "Маша и медведь", "Колобок", "Теремок", "Репка", "Зимовье зверей" мы читали задолго до 3 лет, хотя продолжали перечитывать и в этом возрасте, в этом же возрасте смотрели их в кукольных театрах. Просто 3-4 года - это возраст, когда эти сказки можно и нужно начинать отыгрывать в игре. Поэтому мы обзавелись домашним комплектом зверей под основных героев русских народных сказок - зайцем, волком, лисой, петухом, собакой, медведем, ёжиком, белкой, мышкой, лягушкой, лошадью, коровой и некоторыми другими - своего рода прототипами национальных характеров, в них упрятанных. И, конечно, игрушечными членами семьи (женщина, мужчина, бабка, дед, внучка) и атрибутами их мира (дерево, домик, печка), чтобы отыгрывать в домашнем театре их основные сюжеты. Другим направлением расширения русских сказок в 3-4 года стали для нас сказки малых народов. Мне было очень интересно наблюдать как повторяются сюжеты сказок с другой атрибутикой, превращаясь, например, в случае народов севера, в тюленей, моржей, нерок, оленей и тому подобное. Конечно, мы подбирали книжки по иллюстрациям, ведь в этом возрасте ребенок обожает смотреть картинки и они во-многом формируют мир его воображения. Нам нравился, например, иллюстратор Николай Кочергин, в его версии мы подобрали несколько серий книжек сказок для своей домашней библиотеки.

Ссылки

  1. Павлова Елена Любовь к чтению на всю жизнь.
  2. Павлова Елена. Что почитать ребенку 5-6 лет? Наш список любимых книг для совместного чтения
  3. Павлова Елена. Что почитать ребенку в 7-10 лет? Список копилка книг для совместного чтения.

Индивидуальные консультации

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

Сложно однозначно ответить на вопрос, какие книжки лучше читать с малышом трех лет, ведь дети даже в этом возрасте не только имеют разные интересы, но и отличаются друг от друга интеллектуальным развитием. Кто-то способен уже усваивать достаточно длинные рассказы и повести, кому-то не интересны даже короткие сказки и стихи.

Как дети воспринимают книги в 3 года?

Как правило, разное восприятие трехлетними детьми книжек зависит от нескольких факторов:

  • Насколько ребенок привык проводить время с родителями и с какой пользой совместные занятия с мамой и папой проходят для малыша
  • Насколько ребенок психологически готов к восприятию книг
  • Насколько родители постарались привить своему малышу любовь к чтению.

Ситуации бывают разные, так же как и степень готовности ребенка к совместному чтению. Главное для родителей не сравнивать свое чадо с другими («Женя уже слушает «Буратино» а мой даже «Репкой» не интересуется»), а помнить, что у каждого ребенка свой темп развития. Но это не значит, что родителям надо опустить руки и просто ждать, пока ребенок сам захочет. В любом случае, нужно заниматься с малышом, начиная с коротких стишков, веселых сказок. При этом основной целью нужно ставить не «осиливание» определенного объема литературы, а сделать все, чтобы привить ребенку интерес к чтению .

Зачем нужно читать ребенку?

При развитии современной техники часто можно услышать вопрос: «А зачем читать ребенку?» Конечно, и телевизор, и компьютер с развивающими программами – дело неплохое. Но с книжкой, прочитанной родителями их все равно не сравнить, прежде всего по следующим причинам:

  • Воспитательный момент : мама или папа, читая книгу, акцентируют внимание ребенка на эпизодах, которые важны в воспитательном плане именно для их малыша;
  • Общение с родителями , при котором формируется не только отношение ребенка к окружающему миру, но и умение общаться с другими людьми;
  • Формирование эмоциональной сферы : реакция на интонации голоса читающего родителя помогают сформировать у ребенка умение сопереживать, благородство, умение воспринимать мир на чувственном уровне;
  • Развитие фантазии и грамотной речи , расширение кругозора.

Что говорят психологи?

Конечно, каждый малыш – индивидуален, и его восприятие чтения книг будет индивидуальным. Тем не менее, психологи выделяют несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям сделать совместное чтение не только приятным, но и продуктивным:

  • Читая книги малышу, особое внимание уделяйте интонациям, мимике, жестам : в трехлетнем возрасте ребенку важен не столько сюжет, сколько действия и переживания действующих персонажей, малыш учится правильно реагировать на жизненные ситуации.
  • Четко определять хорошие и плохие поступки в сказке, выделять хороших и плохих героев . В возрасте трех лет ребенок четко делит мир на черное и белое, и с помощью сказки малыш сейчас разбирается в жизни, учится правильно себя вести.
  • Стихи – важный элемент в совместном чтении. Они развивают речь, расширяют словарный запас ребенка.
  • Среди огромного разнообразия книг в магазинах не все подходят для малыша. Выбирая книгу, обращайте внимание на то, несет ли книга моральную нагрузку, есть ли в книге поучающий подтекст . Лучше всего покупать уже опробованные, хорошо зарекомендовавшие себя книги.

10 лучших книг для детей в возрасте 3 года

1. Сборник русских народных сказок «Жили-были…»
Это чудесная красочная книга, которая придется по вкусу не только деткам, но и их родителям. В книгу включены не только пятнадцать самых любимых малышами русских сказок, но так же народные загадки, потешки, песенки, скороговорки.
Мир, который познает ребенок через отношения сказочных героев русского фольклора, становится для него не только понятнее и красочнее, но и добрее, справедливее.
В книгу вошли следующие сказки: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Верлиока», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Три медведя» (Л. Толстой), «Кот, петух и лиса».
Отзывы родителей о сборнике русских народных сказок «Жили-были»

Инна

Эта книга – самое хорошее издание известных русских сказок, которое мне встречалось. Старшая дочка (ей три года) сразу полюбила книжку за чудесные красочные иллюстрации.
Сказки изложены в максимально фольклорном варианте, что так же привлекает. Кроме текста сказок приведены потешки, скороговорки, загадки и поговорки. Очень рекомендую всем родителям.

Ольга

Очень добрые сказки в чудесном изложении. До этой книги никак не могла заставить сынулю послушать русские народные сказки, пока не купили эту книгу.

2. В. Бианки «Сказки малышам»

Деткам в три года очень нравятся рассказы и сказки В. Бианки. Вряд ли найдется малыш, который бы не любил животных, и книжки Бианки будут поэтому не просто интересны, но и очень познавательны: ребенок узнает много интересных фактов о природе и животных.

Сказки Бианки о животных не просто интересны: они учат добру, учат дружить и помогать друзьям в трудной ситуации.

Отзывы родителей о книге В. Бианки «Сказки малышам»

Лариса

Сынок очень любит всяких жучков-паучков. Решили попробовать почитать ему сказку про муравьишку, который спешил домой. Боялась, что не будет слушать – он вообще непоседа, но как ни странно выслушал всю сказку целиком. Сейчас эта книжка у нас любимая. Читаем на одной-две сказки в день, особенно нравится ему сказка «Синичкин календарь».

Валерия

Очень удачная книга на мой взгляд – хорошая подборка сказок, чудесные иллюстрации.

3. Книга сказок В. Сутеева

Наверное, нет такого человека, который бы не знал сказок В. Сутеева. Эта книга – одна из самых полных подборок, которые издавались.

Книга разбита на три раздела:

1. В.Сутеев — автор и художник (включены его сказки-картинки и сказки, написанные и проиллюстрированные им)
2. По сценариям В.Сутеева
3. Сказки с иллюстрациями Сутеева. (К.Чуковский, М.Пляцковский, И.Кипниса).
Отзывы родителей о книге сказок Сутеева

Мария

Долго выбирала, какое именно издание сказок Сутеева выбрать. Остановилась все-таки на этой книге, прежде всего потому, что в сборник включено много разных сказок, не только самого Сутеева, но и других авторов с его иллюстрациями. Очень порадовало, что в книгу включены сказки Кипниса. Чудесная книга, замечательно оформление, очень рекомендую всем!

4. Корней Чуковский «Семь лучших сказок малышам»

Имя Корнея Чуковского говорит само за себя. В это издание входят самые известные сказки автора, на котором выросло не одно поколение деток. Книга большая по формату, хорошо и красочно оформленная, иллюстрации очень яркие и занимательные. Она обязательно придется по вкусу маленькому читателю.

Отзывы родителей о Семи лучших сказок малышам Корнея Чуковского

Галина

Всегда нравились произведения Чуковского – они легко запоминаются, очень яркие и образные. После уже двух прочтений дочка начала цитировать целые куски из сказок наизусть (до этого никак учить наизусть не хотели).

5. Г. Остер, М. Пляцковский «Котенок по имени Гав и другие сказки»

Мультфильм про котенка по имени Гав любим многими детьми. Тем интереснее малышам будет читать эту книжку.
Книга объединяет под своей обложкой сказки двух авторов – Г. Остера («Котенок по имени Гав») и М. Пляцковского с рисунками В. Сутеева.
Не смотря на то, что иллюстрации отличаются от образов мультфильма, подборка сказок понравится детям.
Отзывы родителей о книге «Котенок по имени Гав и другие сказки»

Евгения

Очень любим этот мультфильм, поэтому и книжка у нас пошла на «ура». И дочка, и сын любят героев сказок. Небольшие рассказы они обожают цитировать наизусть (дочкой любим «Секретный язык», сынуля предпочитает «Дрыг и прыг»). Иллюстрации, хоть и отличаются от мультика, тоже пришлись детям по вкусу.

Анна:

Сказки Пляцковского про утенка Крячика и других зверят стали для деток открытием, читаем все сказки с удовольствием. Отмечу удобный формат книжки – всегда берем ее в дорогу.

6. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Яркая и красочная книжка познакомит вашего ребенка с детской классикой. Художественный язык сказок Мамина-Сибиряка отличается красочностью, богатством и образностью.

В сборник включены четыре сказки цикла «Сказочка про Козявочку», «Сказка про храброго зайца», «Сказка про Комара-Комаровича» и «Сказочка про Воронушку-Черную головушку».

С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?

Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать

Подходящий возраст для обучения чтению

Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.

Но как определить полную готовность малыша к обучению?

Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.


К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать

Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:

  • хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов;
  • у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть;
  • малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз.

Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.

Карточный метод Домана

Первый этап: познаем отдельные слова

Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.

Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.


Методика Домана подходит для детей с 3-х лет

Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, — это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.

В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.

На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.

Карточки с буквами и картинками

На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.

Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.

Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.


Первые слова на карточках

Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.

По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.

Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.

Второй этап – изучаем словосочетания

У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.


Каточки Домана с названиями групп предметов

После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.

Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».

Третий шаг – составляем небольшие предложения

После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.

Самодельная книжка по методике Домана

Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.

Четвертый этап – распространенные предложения

На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.

Пятый этап – увлекательное чтение книг

Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:

  • общий словарь у нее должен быть – от 50 до 100 слов, полностью знакомых малышу;
  • должно быть напечатано не более 1-го предложения на ярко оформленной странице;
  • допустимая высота букв не должна быть меньше 1 см.;
  • интересный текст должен быть напечатан перед картинками либо размещаться отдельно от них.

Первые книжки для самостоятельного чтения

Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.

Плюсы данной методики

В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:

  • методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
  • все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
  • весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
  • ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.

Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:

  • ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
  • малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
  • детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.

Золотые правила обучения чтению

Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:

  • никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
  • изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
  • не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
  • Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
  • обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
  • учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;

Чтение вывесок на прогулке — способ обучения
  • всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
  • постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
  • чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
  • увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
  • систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.

Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.


Маленькие дети очень восприимчивы к обучению

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:

  • интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка;
  • существенное расширение кругозора малыша;
  • отсутствие проблем с зачислением в школу.

Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.


Игрушечные буквы помогут весело обучаться

В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, — это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.

Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте

Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.

В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.


Кубики Зайцева — эффективный способ обучения малышей

Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.

Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:

  • малыш в игровой форме осваивает распространенные буквенные сочетания, у него нет необходимости думать, как прочитать тот или иной склад;
  • кубики Зайцева содержат правильные буквенные сочетания, что позволяет малышу в будущем освоить грамотное правописание;
  • в системе обучения Зайцева отсутствуют какие-либо возрастные цензы;
  • яркие кубики оказывают на развитие органов чувств и нужной мелкой моторики ребенка.

Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет

В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:

  • малыш, научившийся читать на основе данной методики, может часто проглатывать окончания, состав слова понять ему очень сложно, поскольку он все время изучал только склады;
  • в первом классе у таких детей могут возникнуть трудности с фонематическим разбором слова, ведь в методике Зайцева звуки отмечены различными цветами;
  • непоследовательность методики;
  • дорогостоящие пособия и долгая подготовка к началу занятий.

Классический способ обучения чтению – любимый всеми букварь

Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.


Букварь для самых маленьких

Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.

Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.

Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.

Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.


Читайте с детьми с первого года жизни

Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.

Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.

Здесь главное, что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.