26.03.2024

Плетеный пояс своими руками. Плетение пояса из нитей


Плетеный ремень всегда смотрится очень эффектно. Его можно носить и с джинсами или брюками, а если он совсем тоненький, поверх блузы или туники.

Сделать такой ремень своими руками нетрудно. Нам потребуется лишь пряжка и нити для плетения. Пряжку можно взять от старого ремня. Это очень удобно, если ремень прохудился, а выбросить его жалко. Старая пряжка заиграет по-новому в красивом обрамлении!

Плести ремень можно из шнурков, шпагата, кожаных веревок, тесьмы, атласных лент и т.д. Выбирайте то, что нравится и подходит именно вам. Сгодится даже ткань, туго скрученная в жгуты.

Как сделать ремень?

Закрепляем наши нити для плетения в основании пряжки и начинаем плести, согласно схеме. Это нехитрое плетение в стиле макраме только на первый взгляд кажется трудным. Вы можете зафиксировать каждый конец шнура, чтобы они не убегали от вас во время плетения. Можно придумать для них утяжелители (заколки, например), а можно попросить кого-то из близких прийти на помощь и подержать непослушные шнурки. Впрочем, если вы умеете плести косы и делать прически, с макраме вы справитесь в два счета.

косичек и шнуров. В работе могло находиться от 3 до 15 и даже более нитей. Плетёные косички могут быть разными: узкими и однотонными, широкими и разноцветными и наоборот. Косички можно использовать как пояс, как тесьму, как ручки для сумок. Для плетения косичек годятся и тесьма, и нити, и шнуры.

Например: плетеные пояса — они всегда сопровождали человека с древних времен. Пояса завязывались поверх одежды и были обязательны. Плели пояса из льняных или шерстяных нитей. Пояса были и широкими и узкими, простыми и с орнаментом. Пользовались для плетения разными способами.

Цветная косичка из семи нитей

Видео

Для начала нужно нарезать нити, их длина должна быть в 1,5 – 2 раза длиннее готового изделия. Затем приступаем к работе. Располагаем нити в нужном порядке, завязываем узел и булавкой прикрепляем к валику или подушке.

У нас нити располагаются в следующем порядке: светлая, тёмная и так далее. Теперь берём светлую нить крайнюю слева кладём на рядом лежащую тёмную нить и пропускаем под следующими двумя (светлой и тёмной).

Теперь тоже самое проделываем с правой стороны: светлую нить на тёмную и под две (светлую и тёмную).

Всё дальнейшее плетение продолжается по принципу: пропускаем крайнюю нить под соседней и накладываем на две следующие. И вот в итоге что получается:

Если плести немного по другому: крайняя нить на две соседние сверху и вниз под следующую нить; так продолжать с двух сторон попеременно, то получается:

Нити для плетения пояса можно использовать разных цветов.

Плетеный пояс из ниток

Пояс - это маленькая, но очень важная деталь гардероба. Не всегда получается подобрать пояс к одежде. Решение такой задачи может быть очень простым. Если к наряду подойдет плетёный пояс, то сплести его можно из ниток, тесьмы, лент.

Срочно подруге понадобился пояс. Времени для изготовления - день. Цвет пояса - бежево-коричневый. Длина пояса 1,50 см.

Отмеряем и нарезаем нити: «Астра» персиковые нити в 4 сложения, светло-коричневая синтетика (катушечные нитки №80) в 28 сложений, «Сирень» коричневая нить в 4 сложения, льняная крученая нить в 2 сложения. Из того что было собрала ассорти. Связала в пучок 7 прядей и плела как косичку. На концах пояса завязала узелки.

Я решил сделать подробнейшее описание своего опыта в виде фото-урока только потому, что на сайтах посвященных этому методу как-то всё очень поверхностно написано и самостоятельно, разобраться там – нелегко. Да ещё к тому же, на примере очелья с простеньким свастичным орнаментом, а не с каким-то непонятным рисунком.

Будем плести очелье

1. Сделать 3-х миллиметровые деревянные пластины не у всех получится. Иногда предлагают сделать их из банковских пластиковых карточек или пивных подстаканников. Но думаю, что это не лучшая тема для плетения обереговой символики.

А посему предлагаю более простой подход к этой проблеме:


Взять обыкновенный картон формата А4 - расчертить его на 9 прямоугольных частей (7 на 8 см), заламинировать лист и потом разрезать его на эти 9 прямоугольников. Для удобства плетения, советую карточки нарезать как можно ровнее. И так сделать на всякий случай (ежели когда-нибудь придется плести пояс) 5-6 листов, т.е. будет 45-54 карточки. Хотя на ремень для бас-гитары мне потребовалось 60 карточек. Только повторяю, сначала расчертить, а потом, заламинировать. А не так как сделал я: сначала заламинировал, а потом по скользкому ламинату пытался расчертить. Затем дыроколом пробить 4 отверстия, но не в периметре прямоугольника, а в виде квадрата где-то 5 на 5 см. Дырокол желательно использовать острый т.к. чтобы внутренняя часть отверстий в карточке была гладкая, без ошмётков. А затем чуть притупить острые углы карточки. Потом как показано на фото, пронумеровать каждую карточку красным и черным маркером. Конечно же, со временем углы карточек сбиваются, и ламинат чуть отходит, но и таких достаточно, чтобы сплести очелья на большую семью и друзьям. А потом можно просто эти уголки подклеивать.

2. Лучше всего для такого плетения подходят нитки, в коих меньше ворса. Я использую "Ирис". Клубки с нитками удобно положить в тарелки, и поставить их на пол слева от себя.

3. В инете можно увидеть множество разных специальных конструкций для такого плетения. Но это, наверное, хорошо для тех, кто занимается этим профессионально. У меня же, другой способ, суть которого – обойтись тем, что есть практически в каждом доме. Тиски, письменный стол, струбцина, бельевые прищепки и 2 расчёски. Передний хвост закрепляю в тисках с расческой, а задний наматываю на струбцину. И плетение происходит не в воздухе (как в оригинале), а на столе.

4. Закрепите тиски на 13-15см от края стола и хорошо зажмите в них расческу.

5. Ложем карточку №1 лицом вверх. Теперь нарезаем 2 отрезка красных ниток и 2 из белых. Длина моего стола 1м, и поэтому длину ниток я беру 1м 80см. Теперь продеваем нитки в отверстия карточки: нитки того цвета, которым вы хотите сделать фон очелья (красные) продеваются в передние 2 отверстия, а нитки цвета орнамента (белые) - в задние.

Для того чтобы полотно очелья не было "поведённое" (кривая плоскость), надо в нечётные карточки все нитки продевать сверху, а во все четные продевать нитки снизу карточки. Или наоборот. В общем, важно чередовать способ протягивания

6. Вот все нитки проведены сверху. Красные нитки (фон) впереди, а белые (орнамент) сзади. Теперь сложите передние кончики 4-х ниток вместе, и завяжите в узелок.

8. Вот все нитки проведены снизу.

9. Теперь закрепляем второй узелок в расческу рядом с первым, и ложем вторую карточку на первую.

10. И так делаем все 19 карточек (не забывая чередовать способ протягивания ниток).

11. Поскольку центровка всех карточек теперь находится несколько выше стола, надо подложить под них какую-нибудь подложку (2-3см). В общем, после натягивания ниток на струбцину, вы сами определите ту высоту подложки, которая необходима, чтобы карточки не болтались в воздухе.

12. Теперь по бокам дабы карточки были в горизонтальном положении, обставьте их книгами на 1-2 см от них, т.е. не зажимать карточки, а просто, чтобы не падали.

13. Теперь закрепите на другом краю стола струбцину так, что стержень её был по центру ряда узелков на расческе. Можно просто промерить сантиметром.

14. Поскольку одним из важных условий качественного плетения является хорошее натягивание и отсутствие послаблений ниток, то необходимо весь задний хвост хорошо расчесать. Особенно хорошо надо расчесать участок ниток от карточек и за 20-30 см за струбцину. Расческу берите не густую. Натягивайте сильно, но конечно так, чтобы не выломать расческу.

15. Сделайте 4-5 оборота и зажмите прищепками. Уберите книги от карточек.

16. Сделайте от оставшегося ламинированного картона вот такую "фишку" и намотайте на неё нитки, которые вы используете в качестве фона очелья т.е. красные. Это будет УТОК. В прочем уток можно сделать в любой момент, а не именно сейчас. Например, до продевания ниток в карточки.

17. Стяните проволокой, если необходимо, нитки до ширины не более 22-25 мм. Закрепите начало ниток какими-нибудь плашками. Например, у меня дубовые плашки. В сущности, особой необходимости в этих плашках сейчас нет, но мне, например, нравится, когда первый сплетённый ряд во что-то упирается.

18. Теперь проложите уток между верхними и нижними нитками, и "подбейте" его линейкой к плашкам.

19. Теперь приступаем непосредственно к плетению.
Для этого с помощью программы GTT я создал свою программку очелья на 19 карточек:


Я намеренно не писал 2, 4, и.т.д. ряды т.к. они делаются в точности с предыдущим, т.е. 2-я как 1-я, 4-я как 3-я, 6-я как 5-я и.т.д.


В начале у нас все карточки расположены так, чтобы красная нумерация была наверху.

20. 1 и 2-ю карточки поворачиваем на 90 градусов по часовой стрелке.

21. Затем с 3-й по 11-ю поворачиваем также на 90 градусов уже против часовой стрелки. Затем с 12 по 14 по часовой стрелке. С 15 по17 против часовой стрелки. И 18 с 19-й по часовой.

Небольшое отступление:
Обычно принято делать квадратные карточки, а не прямоугольные. Но я предпочитаю прямоугольные т.к. допустим, когда вы делаете какую-нибудь строчку и вас отвлек, например телефон или ещё что-нибудь, то сев опять за стол, вы сразу видите, где вы остановились т.к. за счет прямоугольной формы карточек видно - какие стоят горизонтально, а какие вертикально.

22. Сначала переплетение подбиваем пальцами.

23. Затем поджимаем линейкой. Убираем линейку.

24. Затем прокладываем уток между верхней и нижней нитками, опять берем линейку, прижимаем ей уток, и не сильно его натягиваем, т.е. до упора и не более. Необходимо на всём протяжении плетения очелья уток натягивать с одинаковой силой, чтобы ширина очелья была одинаковая, а не сужалась или расширялась в разных местах. Ну, этот опыт со временем придёт.

25. Теперь делаем вторую строчку, т.е. в точности повторяем все переворачивания карточек первой строчки. И после этого также, подбиваем пальцами ладони - линейка - прокладываем уток, прижимая его линейкой.

26. Теперь все карточки опять в горизонтальном положении, но уже черной нумерацией вверху.

27. Далее делаем 3 строчку:
с 1 по 8-ю поворачиваем против часовой стрелки, с 9 по 11-ю по часовой, 12-14 против часовой, 15-17 по часовой, и 18-19 против. Ну а далее, как и прежде: подбиваем пальцами - линейкой - прокладываем уток - натягиваем его и поджимаем линейкой. А затем делаем 4-ю строчку, т.е. повторяем 3-ю. И не забываем прокладывать уток.

28. И вот так делаем до 12-й строчки (коия является, напоминаю - повтором 11-ой).

29. Вот мы первый раз прошли всю программку и получили первый коловратик. Когда мы приступали к первой строчке, то у нас все карточки были красной нумерацией сверху и уток справа от очелья. Теперь перед выполнением программки второй раз, у нас опять должна красная нумерация быть вверху и уток справа. Вообще иногда проверяйте цвет нумерации всех карточек. Перед выполнением 1-й, 5-й, 9-й строчек все карточки должны быть красной нумерацией вверху. А перед 3-й, 7-й и 11-й - черной. Если у какой-либо карточки не тот цвет сверху, то вы допустили ошибку. А посему, надо срочно возвращаться, т.е. распутывать и обнаруживать место ошибки. А распутывать не просто, т.е. надо идти с места остановки и переворачивать все карточки обратно тому направлению, коие указано. В общем, распутывать и обнаруживать ошибку, не имея опыта это, как правило – триллер, где «Чужой» - отдыхает. Часто учащийся при распутывании ещё раз запутывается, и в итоге берет ножницы и всё кромсает. И вообще бросает это творчество. А посему, советую быть очень внимательным. Поначалу я даже музыку не рекомендую слушать т.к. она может отвлечь.

30. В общем, таким образом, делаем 6-7 коловратов т.е. по сути 6-7 раз проходим всю программку. Из-за увеличения длины сплетённого участка, увеличивается сила натяжения нитей, и каждый новый коловрат получается несколько длиннее предыдущего. Но это не страшно, т.к. после замачивания в воде очелья, оно «сядет» и все коловраты выровняются.

31. Обставляем (как и раньше на 1-2 см от карточек) книгами карточки.

32. Отвязываем от струбцины хвост. Естественно после плетения и хвост переплёлся. Поэтому, отделяя группу ниток с каждой карточки от остального пучка, расплетаем её.

33. Пододвигаем карточки вместе с подложкой и книгами ближе к тискам. Освобождаем расческу. И зажимаем в тиски между деревянными плашками часть сплетенного участка.

34. Затем натягивая левой рукой задний хвост ниток, правой рукой отодвигаем подложку с карточками и книгами от тисков, т.е. на прежнее место (середину стола).

35. Теперь, как и раньше, начинаем тщательно расчесывать хвост ниток, и прежде всего участок от карточек и до 20-30 см за струбцину. И опять наматываем на струбцину, и закрепляем хвост прищепками. Убираем книги. Поджимаем линейкой ослабший в процессе перестановки уток. И далее делаем ещё 6-7 коловратов.

36. И таким образом надо сделать нужную длину очелья. Какая нужная? Замерьте длину окружности своей головы, и прибавьте 9-10 см. Это необходимо т.к. плетение после стирки "садится" где-то на 4-5 см. и плюс 4-5 см. в на хлёст. На "среднюю" длину головы надо где-то 27-28 коловратов.


На протяжении многих веков пояс был среди первых предметов одежды. Почти все народы в своих национальных костюмах имеют пояс. Им не просто пользовались для поддержки некоторых частей одежды или ради украшения. Пояс имел значение в традиционных народных обрядах, особенно это касается восточных славян, у которых пояс был главной составляющей как мужской, так и женской одежды.

Пояс выполнял роль оберега своего владельца или владелицы. На Руси расстаться с поясом не по своей воле было страшным бедствием или даже наказанием для любого человека. Считалось, что пояс не только оберегает владельца, но и дает ему физические силы. Пояса были разные: тканые, плетеные из нитей или даже лыка. Их плели из шерстяных и льняных нитей.

Фото сверху - Altuzarra
Фото снизу - Altuzarra и Brock Collection

Плетеный пояс и сейчас остается, только уже объектом моды. Особенно выразительно и стильно выглядят плетеные пояса в технике макраме или изготовленные из веревки с множеством узлов. В связи с тем, что мода серьезно обратилась к вещам, выполненным в самом простом виде, где явно можно увидеть следы ручного труда, причем без особой тщательности, в последних весенне-летних коллекциях 2019 веревочные пояса оказались весьма примечательными.

Некоторые ломают голову – из чего бы сделать веревочный пояс, а многие модницы подхватили эту тенденцию и сделали пояса из бельевой веревки. Смотрятся они весело и забавно. Кто незнаком с техникой макраме, сейчас самое время кое-чему обучиться и сделать самостоятельно веревочный пояс. Есть разные .


Chloe

Роскошные аксессуары получаются с помощью вязального крючка, есть вязание на «вилке», макраме, плетение на коклюшках, а есть просто вязание без использования каких-то особых приспособлений – вязание на пальцах, причем способов может быть несколько. Поэтому перед вами возникает возможность в увлекательной и совсем несложной работе проявить свою фантазию и сплести веревочный пояс к любимому платью.

Можно посмотреть новые образы с веревочными поясами, которые приготовили нам дизайнеры в сезоне 2019. Пояс можно сплести из шерстяных, капроновых, льняных, хлопковых ниток, веревки, тесьмы, лент, кожи, концы оформить помпонами, кисточками.


Claudia Li, Etro

Связанные или сплетенные пояски издавна имели определенный смысл, символизировали неустанное следование конкретным правилам. Кстати сказать, в узлах на поясе и их количестве также имеется тайный смысл.

Но все, что касается пояса, и в Библии, и в народных традициях заложено стремление к благочестию, непорочности, верности и другим добрым намерениям. Сделайте свой пояс, и пусть он будет для вас символом скромности, целомудрия, защиты и украшением.

(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.

Пояса

Детские работы

Плетение «дерганье»

Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7-8 лет.

Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.

Продеваем свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть работу. Делать это нужно равномерно, чтобы пояс был ровный — не расширялся и не сужался. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину, завязываем нити, оставляя несколько сантиметров на кисть.

Этим способом можно сплести круглый или более плоский пояс. Если длина пояса или тесьмы должна быть более одного метра, то работать должны два человека, так как большая длина петель не позволит одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли. Таким образом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов.

Плетение «на бутылочке»

Вариантами простейших форм плетения поясов являются технологии, построенные на основе узлов и петель. Для плетения круглых поясов или тесьмы существует способ плетения «на бутылочке». Плетение чаще всего применялось на Русском Севере, в Архангельской губернии. Нитки для плетения брали шерстяные. Узор получался в виде закрученных по спирали полосок. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (от количества нитей зависит количество полосок) длиной в два раза больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок и связывали в узел вместе с основной нитью, а с другой — каждую нить сматывали в клубочки. Конец спицы вставляли в узел и опускали в бутылку. Плели вокруг спицы, завязывая узорными нитями узелок вокруг основной нити.

Плетение полотняное и саржевое

Для плетения более широких поясов существовал другой способ, тоже не требовавший дополнительных приспособлений. Нитки для плетения брали шерстяные или шелковые, узор получали в косую клетку. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (в зависимости от ширины изделия) длиной раза в полтора больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок, а с другой оставляли свободными. Нужно было прикрепить связанный пучок к неподвижному предмету, например к спинке стула, поставив его перед собой. Начиная плести, распределяли нити в желаемом порядке, разделив на две равные пряди. Теперь нужно отделить крайнюю нить с левой стороны и переложить ее в середину (т.е. к левому краю правой пряди), образуя полотняное переплетение, после чего присоединить ее к правой пряди.

Затем таким же порядком прокладывается крайняя правая нить к середине и присоединяется к левой пряди и так далее.

Узор получается в результате переплетения цветных нитей.

Порядок переплетения нитей может быть не только по принципу полотняного переплетения — через одну нить, но также и через две, каждый раз со сдвигом на одну нить, то есть по принципу саржевого переплетения. Плетение этого вида несколько более сложное, но с его помощью можно получить интересный эффект, напоминающий поперечный или продольный рубчик. При первом виде плетения лучше брать четное количество нитей, при втором — нечетное (для лучшей обработки краев). Еще один из вариантов этого плетения — с дополнительными нитями, которые оплетаются узорными нитями.

Тканье на дощечках

Еще одним способом изготовления узорных поясов является тканье на небольших квадратной формы тонких дощечках с отверстиями по углам. С этим плетением могут справиться дети разного возраста, но младшим (7-9 лет) педагог помогает заправлять нити в дощечки, а дети более старшего возраста (12-16 лет) справляются с задачей самостоятельно.

Нити, связанные в пучок и прикрепленные к неподвижному предмету, пробираются в отверстия дощечек: в каждое отверстие по одной нити (в каждую дощечку по четыре нити). Количество дощечек может быть разное — они определяют ширину изделия. Обычно их берут от десяти до тридцати, а в некоторых случаях и больше. Нити для такого тканья используются обычно шерстяные, разноцветные, средней толщины.

При тканье в тех местах, где в дощечки были пробраны нити одного цвета, получится узкая продольная полоска этого цвета. В том месте, где были пробраны в одну дощечку нити двух цветов, получится пестрая полоска. Затем дощечки соединяются, а нити натягиваются. Перед началом тканья дощечки должны быть установлены попарно, так чтобы две соседние нити были пробраны симметрично относительно друг друга. Для утка используют нить такую же, как в основе.

При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их привязывают к поясу таким образом, чтобы для работы оставалось около полуметра, считая от подвязки к неподвижному предмету. Дощечки складываются вплотную друг к другу так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев.

Прокладывается уточная нить в этот зев и прибивается пальцем или деревянным ножом на себя. Теперь дощечки осторожно переворачиваются все вместе на 90 градусов в направлении к себе, и в полученный таким образом зев прокладывается еще уточная нить и прибивается к первой уточной нити как можно плотнее. Затем дощечки снова поворачиваются к себе, прокладывается очередная уточная нить, подтягивается и прибивается к предыдущей. Повторяем весь процесс сначала. Работаем таким образом до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что становится трудно работать. Тогда начинаем поворачивать дощечки в обратную сторону, прокладываем уточные нити тем же порядком.

Узор образуется от чередования цветных полос, гладких и пестрых. Можно придумать различные узоры в обрамлении гладких полосок по краям или сделать многоцветные шашечки. Можно сделать узор и в виде крупной елочки посередине, в окаймлении гладких и пестрых полосок по краям. Елочки выполняются из тех же шашечек, но сделанных со сдвигом на один поворот дощечки.

Известен еще и способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных и с нитками двух цветов, расположенных по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску. Узор выполняют из ниток двух контрастных цветов.

Количество узорных дощечек берут, в зависимости от ширины выполняемого узора, по одной паре на каждый уступ рисунка.

В начале работы узорные дощечки устанавливаются таким образом, чтобы в верхней части зева находились нитки как первого, так и второго цвета, расположенные в таком же порядке, как в узоре в исходном его положении. Переход из одного положения в другое соответствует одному повороту дощечек и одной прокидке утка. Простые дощечки поворачивают всегда одинаково — на 90 градусов. Узорные дощечки вращают в зависимости от узора. Поворачивая пару узорных дощечек вместе с неузорными на 90 градусов два раза (и, соответственно, каждый раз прокладывая уток), мы оставляем тем самым первый цвет наверху. Но при следующем повороте на 90 градусов он должен уйти вниз, поэтому мы смотрим на рисунок: если, по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек, как обычно, на 90 градусов. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который можно на них выполнить. Непременным условием является только одно — по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках.

Сами орнаментальные мотивы могут быть разнообразным. При желании можно выполнить пояс или другое изделие с надписями, датами, скомпоновав их в узор.