04.04.2024

Куклы методом валяния. Мой мастер класс по валянию кукольной головы


Фотографии фей, сделанных из шерсти многие из вас, наверняка видели уже не раз в интернете. Они такие милые, нежные, воздушные и сказочные. Несмотря на то, что таких куколок уже великое множество, все же они отличаются друг от друга. Вы удивитесь, как легко сделать такую игрушку своими руками. По опыту проведения мастер-классов, могу сказать, что даже если вы новичок, незнакомый с валянием, на ее изготовление у вас уйдет не более 3-х часов. Никаких особых навыков не нужно, важно нужно только понять по какому принципу делаются подобные куколки. Немного фантазии и вы сделаете свою, неповторимую фею.

Для работы вам понадобятся:

  • Шерсть для валяния: белая, бежевая, розовая, рыжая, светло-зеленая и темно-зеленая
  • Иглы для валяния: № 36, 38 и №40
  • Губка для валяния
  • Проволока тонкая медная
  • Игла швейная
  • Игла для вышивания бисером
  • Ножницы
  • Золотой шнурочек
  • Металлизированные нити золотого и серебряного цвета
  • Нить обычная хлопковая черная
  • Бисер золотой, серебряный, черный
  • Клей прозрачный «Момент. Кристалл»
  • Цветочки бумажные для скрапбукинга

Итак, начнем!

Для начала нам нужно свалять шарик. Отрываем кусочек от гребенной ленты бежевого цвета, скручиваем его и придаем форму шара.

Кладем получившуюся форму на щеточку и начинаем валять иглой № 36, равномерно переворачивая шар из стороны в сторону.
Валяем шарик

Теперь берем медную проволоку и делаем из нее каркас для куколки.

Далее, точно таким же способом, каким мы придавали форму шарику – делаем туловище овальной формы. Его необязательно плотно проваливать. Можно работать только грубой иглой № 36. Туловище по размеру должно соответствовать тельцу из каркаса.

Теперь обмотаем каркас шерстью. Начнем с шеи куклы. Для этого оторвем тонкую полосочку шерсти от гребенной ленты бежевого цвета, промажем медную проволоку клеем и оборачиваем ее шерстью. Обязательно надо оставить сверху «штырек» торчащей проволоки, на него будет крепиться голова куколки.

Вставляем в серединку свалянное туловище, отрываем тонкие полосочки от гребенной ленты бежевого цвета и обматываем каркас так, чтобы проволоки видно не было, приваливаем шерсть к туловищу иглой №38.

Теперь белой шерстью обматываем руки кукле. Для этого отрываем тонкую полосочку белой шерсти и приваливаем ее к туловищу, далее обмазываем клеем проволоку и обматываем руки шерстью дважды, оставшийся кончик снова приваливаем к туловищу.

Теперь приклеим голову куколки к каркасу. Для этого в свалянном шарике проделайте отверстие ножницами. Сам штырек намажьте клеем, насадите на него голову и прижмите пальцами ее к плечам. Подождите минуту, дайте клею засохнуть. Проверьте, крепко ли держится голова куклы на каркасе.

Наша заготовка куколки готова. Сразу же пришейте глазки-бисеренки, закрепляя узел на затылке и выводя нитку туда же (ниток видно не будет за приваленными волосами).

Отрежьте кусок розовой гребенной ленты, сложите его пополам и примерьте к кукленку. Это наше будущее платье. Коротким и тонким оно быть не должно, лучше пусть будет длинным и пышным (все равно часть шерсти «выщипается» при расчесывании). Теперь снова разверните, разгладьте руками и проделайте в середине отверстие.

Одеваем платье. Вот, что у нас должно получиться.

Берем золотой шнурок, применяя пальцами платье, загнув сбоку края – перевязываем и делаем на обратной стороне узел, но не такой крепкий (не забудьте оставить «хвостики» длинной 6-7 см.). Обвязывать мы будем платье крест-накрест, и, надо учитывать, что под шнурок с внешней стороны нам нужно будет продеть шнур, завязанный нами ранее на спине.

Сделав так дважды, уведите остатки шнура назад и завяжите узлом на спине. Лишние концы можно обрезать, а можно завязать бант.

Вот, что у нас должно получиться в результате:

Теперь приваливаем волосы к голове. Тут уж, насколько вашей фантазии хватит (хотите, чтобы они были длиннее или короче), отрываете двумя пальчиками объемный кусочек шерсти рыжего цвета от шерсти, ровно расположите его на голове и приваливайте легонечко к теменной части, закрепите волосы двумя-тремя проколами в той части, где у куклы должны быть уши.

Далее аккуратно натяните верхнюю прядку снова на теменную часть и снова, уже сильнее приваляйте (чтобы волосы смотрелись объемнее), сбоку снова, и тоже сильнее сделайте несколько проколов двигаясь от нижней части к затылочной.

Переверните куклу лицом вниз, «подберите» оставшиеся локоны и ровно посередине, двигаясь от затылка приваляйте до конца головки. Пряди сложите одну на другую и приваляйте к голове. У вас должна быть пышная макушечка, на которой будет держаться венок.

Веночек делается очень легко, берете несколько оттенков шерсти зеленого цвета, скручиваете жгут, обматываете голову и фиксируете жгут сильными проколами в трех местах. Оставшиеся «дырочки» от проколов «закрываете» бумажными цветочками.

Теперь осталось дело за малым. Украсить платье нашей куколке. Приготовим золотую нить и бисер (золотой и серебристый).

Вдеваем нить в иглу для бисероплетения. Закрепляем узелком нить сзади куколки, продеваем под золотым шнуром. Одеваем сверху-вниз поочередно золотые и серебряные бисерины и закрепляем их узлом. Лишнюю часть отрезаем. И так три раза.

Вот что у нас получилось в результате:

Дорогие друзья! Я надеюсь, я не слишком сумбурно объяснила и вам все понятно. Если есть какие-то дополнения, замечания, пожелания, советы. Пишите! Всем буду рада!

Желаю вам творческих успехов.

Решила рассказать о тех нескольких китах, на которых стоит искусство создания кукольного реалистичного лица,

иными словами — лица, похожего на человеческое.

В моем случае это — валяные куклы (портретные), но принципы, о которых я хочу рассказать,

одинаково подходят и куклам из пластики,и куклам из глины, из дерева, текстильным и так далее.

Тильдоманов и любителей тыквоголовок не касается:) Там — свои киты.

То, что сделано с лицом, без учета важных составляющих, видно сразу.

Смотришь изделия начинающих мастеров, а там — просто Мега-Музей Ученических Ошибок.

Или — демонстрация того, как не нужно делать кукольное лицо.

Как правило, картина рисуется такая: глаза уползли к вискам, лба нет, затылка нет, уши — или оттопыренные как у Чебурашки,

или — прижаты к "уходящему" затылку, в лучшем случае — скрыты волосами, под носом — либо провал,

либо наоборот — знаменитая верхняя челюсть Конферансье из "Необыкновенного концерта".

Отсюда и появляются фантазийные куклы, когда начинающий творец,

не желая уже возвращаться назад и что-то исправлять,

вдруг решает из этого гуманоида сделать или эльфа или еще кого-нибудь из мира грез.

Из чего бы ни было сотворено неправильно начатое лицо, потом изменить это очень трудно.

Шерсть уваливается, глина пачкается или засыхает, позади — часы работы "в корзину".

Есть довольно жесткие правила, которые нужно научиться соблюдать,

если хочется сделать куклу, валяную, пластиковую, не важно.

Суть в том, что даже если вы хотите сделать невероятно фантазийную куклу,

сделайте ей вначале вполне "человеческое" лицо, а потом включайте фантазию и — вперед.

Остапа может нести в любую сторону, но основа должна быть правильная.

Первое правило создания кукольного лица — Затылок

Для наглядности — фото. Взято из материала, над которым работаю сейчас.

Затылка у куклы, над которой работает начинающий мастер, — всегда мало. Мало вначале, мало — потом.

Возьмите себе за правило. Затылок должен быть и должен быть — достаточным.

Отрезать и подкорректировать в меньшую сторону в начале работы будет проще, чем менять форму головы на финишной стадии.

Второе. На любом лице есть подбородок.

Подбородок. Он есть у всех. Он должен быть и у вашей куклы. В моем случае это конкретный подбородок конкретного человека.

В вашем — тот, который нужен вам. Но он есть всегда! Большой, маленький, любой. Но есть.

Третье. Плоская основа для лица.

Никогда не начинайте делать лицо куклы на полукруглой поверхности. Вам предстоит столько всего на него "нанести"!

Все объемы лица, все выпуклости и выпирающие части нужно делать на плоском лице .

То есть вообще не на лице, а на месте, где потом "вырастет" лицо.

Поэтому, если наша голова, которая пока что выглядит как шарик с подбородком,

на месте лица имеет округлость, уберите эту округлость. Срежьте ее.

Я стараюсь делать голову с плоским лицом изначально, есть масса способов этого достигнуть, но иногда округлость все же имеется.

Тогда я ее просто убираю.

Четвертое правило. Надбровные дуги и нос.

Если у нашей куклы будут глаза, значит у нее должны быть брови.

Конечно, в некоторых случаях брови можно нарисовать прямо на лбу. Персонаж аниме, например…

Но мы же говорим о куклах, похожих на людей. Значит должно быть надбровие.

Тогда нам значительно проще будет "спланировать глаза" и посадить их на нужную глубину. Добро пожаловать, надбровные дуги!

Каким образом это изобразить на кукольном лице?

Таким же, как вы создаете все выпуклости, в данном случае мы говорим о валяной кукле,

значит берем шерсть, как привыкли, и приваливаем небольшое количество шерсти,

необходимое для воссоздания нужного рельефа.

Что у нас еще выпирает на лице, кроме подбородка и надбровных дуг?

Правильно, нос. Нос, внимание, лучше валять отдельно. А потом привалять к лицу.

Проще изначально сделать нос "приблизительный", а потом уже сформировать желаемую форму.

Нос нам нужен для распределения пропорций. И именно на этой стадии. Когда еще нет ни рта, ни глаз.

Пятое — уши!

Уши должны быть тоже похожи на человеческие. Высший пилотаж — сделать ухо в стиле Стефани Метц, можете порезвиться. :)

Но уха у куклы два, плюс все остальное, что предстоит осилить. У всех разные задачи.

Я предпочитаю лишь немного повторить формы человеческого уха, изобразив уши нужного мне персонажа.

Ухо, само по себе, еще не является законченной частью человеческой головы.

Ухо соединяется с головой хрящиком, который видно сзади, его-то и игнорируют начинающие.

Ухо просто лепится к голове, как банный лист к.. (закончите сами). Поэтому, сделав ухо, не поленитесь сделать и его основание.

Так как благодаря этому основанию, потом намного легче будет изобразить на ушной раковине все нужные рельефы.

Сзади это выглядит так.

Шестое — правила изображения глаз.

Глаза реалистичной куклы — это человеческие глаза в миниатюре. Важные правила, которые не всегда помнят,

а иногда — не знают начинающие.

Не поленюсь напомнить так называемое правило Третьего глаза. Между глазами должен помещаться еще один глаз:)

Как бы вас не несло вдохновение, если делаете куклу-человека, соблюдайте это правило.

Начинающие, обычно идут на поводу у собственного потока сознания (все знаю, сама такая была) и размещают глаза,

руководствуясь чем угодно, только не анатомией. Лишним не будет, поэтому напоминаю.

Верхнее веко должно находиться …сверху! Иными словами, нижнее веко должно под него заходить.

Все как у людей. Если сделать и нижнее и верхнее веко на одном уровне, реалистичность будет потеряна,

а вы будете мучиться, что у куклы что-то не так. Это очень важный момент создания "человеческих" глаз.

Седьмое. Не забывайте про скулы.

Из чего бы вы не делали кукольное лицо, если вы пытаетесь изобразить человечка, без скул не обойтись.

Они должны быть видны и в профиль и в полупрофиль и в фас. Согласно вашей задаче, скулы могут быть какие угодно.

Но если вы их не сделаете, лицо не будет реалистичным ни в каком случае.

Восьмое правило. Не торопитесь делать прическу!

И, пожалуй, последнее из важнейших правил удачного изображения человеческого лица в кукле, звучит так —

Прическа, как и одежда — в последнюю очередь .

Невероятно трудно научиться делать кукле нормальный человеческий лоб. Я шла к этому очень долго.

И все потому, что торопилась сделать прическу.

Если прическа сделана, на нее потрачены и материалы и время, понять в итоге, что откровенно "не хватает лба", это почти трагедия.

Поэтому, пока голова полностью не сделана, нужно взять себя в руки, набрать в легкие воздуха и прогнать преждевременные мысли о приделывании паричка. Можно отвлечься на его изготовление, поприкладывать всласть, и все-таки — отложить.

Только после того, как вы убедитесь, что голова полностью готова, можно заняться волосами.

На сегодня все. И я могу гарантировать, что если вы постараетесь соблюсти все вышеописанные правила, вы сможете сделать вполне реалистичную куклу, во всяком случае — ее лицо, и это будет хорошая кукла. Кукла, похожая на человека.

Даже если это будет ваш первенец.

Желаю в Новом году большого вдохновения, ласкового и послушного Пегаса,

чтоб пинал мягко и вовремя, удовольствия от любимого дела и всех благ!

В этом подробном пошаговом мастер-классе я покажу, как сделать фею из шерсти . В итоге у вас получится красивое украшение для дома и экологически чистая игрушка для ребенка. Но все же, стоит отметить, что это достаточно нежная поделка, а потому она больше подходит для украшения помещения и игр в стиле (например, для создания столика времен года). Итак, как же сделать фею .

Для начала подготовьте нужные материалы. Вам понадобится:

  • мериносовая шерсть бежевого цвета и других оттенков (по вашему желанию),
  • шерсть кардочес,
  • ножницы,
  • синельная проволока,
  • мочалка,
  • игла для валяния,
  • игла для шитья,
  • леска.

Для начала оторвите от шерсти бежевого цвета кусок, по размеру будущего туловища (он должен быть сложен вдвое). Заметьте, что в изготовлении подобных изделий не используются ножницы и шерсть рвется руками.


Теперь оторвите от шерсти длинный и узкий кусочек (наподобие толстой нитки) и перевяжите им шерсть посередине. Два хвостика распределите по сторонам с изнаночной стороны туловища.

Теперь из шерсти кардочес сваляйте шарик. Его необязательно делать плотным.


Поместите шарик возле перевязанной середины.


Снова оторвите небольшой узкий кусочек шерсти и перевяжите им заготовку под шариком, оформляя голову.

Узелок должен получиться с обратной стороны . Концы шерстяной «нитки» спустите вниз по туловищу.


Теперь возьмите синельную проволоку и отрежьте фрагмент по размеру будущих рук. Загните концы проволоки, чтобы получилось наподобие ладоней.

Оторвите кусочек шерсти бежевого цвета и начните им перевязывать руки, начиная от одного конца проволоки, к другому. При этом мотайте шерсть по диагонали.


Когда дойдете до конца проволоки, начните мотать в другую сторону.

На концах проволоки шерсть хорошо закрепите, заматывая ее в обратную сторону и прижимая пальцами.

Сделайте утолщение посередине, также наматывая шерсть.


Теперь возьмите шерсть контрастного оттенка и оторвите тонкий и длинный кусочек. Начните наматывать его на руку по диагонали.


Теперь такой же кусочек шерсти наматывайте на руку по диагонали в другую сторону. Получается красивый декоративный рукав.

Откройте один слой шерсти и расположите руку, накройте шерстью.

Перевяжите шерстяной «нитью» под руками. Узелок расположите со стороны спины игрушки.


Теперь оторвите кусок шерсти такого цвета, каким вы хотите видеть платье куклы. По размеру он должен быть немного большим, нежели туловище, начиная от шеи.


Теперь посередине оторванного фрагмента шерсти сделайте отверстие и проденьте в него голову феи.

Теперь шерстяной «нитью» перевяжите под руками куклы. Получается пояс.


Оформите иголкой рукава, сваливая шерсть в середину.

Теперь закрепите и оформите иголкой края платья возле шеи.


Теперь скрепите (приваляйте друг другу) края платья, чтобы они не расходились.

Приваляйте под поясом декоративный фартук из шерсти другого цвета.


Вот, фея почти готова. Теперь осталось сделать волосы и крылья.


Делаем волосы. Для этого оторвите от шерсти коричневого или любого другого подходящего цвета кусочек и посередине приваляйте ее к голове – получается пробор.

Закрепите шерсть иголкой возле шеи.


Теперь приваляйте шерсть с обратной стороны куклы, разделяя волосы на пряди.


Вот такая кукла получается в итоге.


Вот так волосы выглядят сбоку.


А теперь делаем крылья. Я взяла для этого шерсть синего цвета, оторвала кусочек. Посередине положила немного шерсти белого цвета, перевязала шерстяной «нитью».

Нить я распушила и теперь она не видна.


Крылья приваливайте к кукле под волосами, ближе к шее.

Волосы опустите.


Вот так кукла выглядит спереди.


Теперь дайте ей в руки букетик. Для этого оторвите кусочек шерсти зеленого цвета, распушите с одной стороны, а с другой сваляйте. Сделайте цветы. Для этого кусочки шерсти разных цветов сваляйте в шарики пальцами и прикрепите иголкой к «зелени».


Дайте букетик кукле в руки.

Теперь нужно сделать подвеску, за которую фею можно будет подвесить к люстре или на окно. Для этого возьмите леску, проденьте ее в иглу и сделайте петельку. Завяжите. Леску не видно и потому будет казаться, что фея будто парит в воздухе.


Вот такая красавица у меня получилась в итоге.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также.

Валяние или сваливание шерсти известно мастерам уже много веков, это был один из самых первых способов изготовления материала для использования в бытовых, военных, строительных и декоративных целях.

Основные сведения об этом процессе вы можете прочитать в статье . Напомню только, что шерсть валяют двумя способами:

  • по мокрому - уминая смоченную мыльной водой шерсть;
  • по сухому - используя сухую шерсть и специальные инструменты.

Процесс сухого валяния может начинаться у разных мастеров по-разному. Одни из них вначале составляют эскиз, позволяющий сразу определиться с формами будущего изделия, а также выбрать цвета шерсти и дополнительные детали. Другие же начинают валять безо всяких рисунков, лишь с одной идеей в голове.

В среде рукодельников валяние часто называют по европейски - «фильцевание». Мы будем использовать оба термина, хотя мне ближе мягкое, пушистое и немного смешное слово «валяние».

Материалы и инструменты для сухого валяния

Отличием сухого валяния от прочих методов рукоделия является минимум необходимых инструментов. По большому счету, для того, чтобы свалять небольшую куклу, необходим пучок шерсти и специальная игла для валяния. Но для удобства рукодельников существует несколько предметов, облегчающих работу.

Итак, полный комплект материалов и инструментов для сухого валяния состоит из следующих предметов:

  • специальные иглы;
  • иглодержатель;
  • щетка-подушка или мат для валяния;
  • шерсть;
  • волокна для объема;
  • резиновые наперстки;
  • щетка для пуха;
  • клей (резиновый, эпоксидный, моментальный);
  • проволока для каркаса;
  • сухая пастель;
  • самозатвердевающая глина или запекаемый пластик;
  • формы для сухого валяния;
  • пропитка.

Каждый из перечисленных материалов требует более подробного рассмотрения, чем мы сейчас и займемся. Итак, по порядку.

Иглы для сухого валяния

Иглы для сухого валяния - это основной инструмент для создания кукол из шерсти. Это металлические иголки специальной формы. Изготавливаются они из закаленной стали, поэтому обладают повышенной упругостью и прочностью. Тем не менее, при неосторожной работе или неаккуратности иглы ломаются. Отломанные части очень тонкие и острые - их не так- то просто найти, поэтому при работе нужны внимание и осторожность.

Принцип действия игл заключается в том, что на рабочей части делают особые насечки. При втыкании иглы в толщу клочка шерсти этими насечками волокна цепляются и проталкиваются вглубь пучка. Таким способом и осуществляется процесс сухого валяния. Всего существует несколько десятков игл, каждая из которых предназначена для определенного типа валяния.

  1. Наконечник
  2. Лезвие
  3. Промежуточная часть
  4. Стержень
  5. Рукоятка

Для того чтобы научиться правильно выбирать иглы, нужно знать их строение и функциональные особенности. В каждой из них различают рукоятку, стержень, промежуточную часть, рабочую часть, наконечник. Эти части каждая тоньше предыдущей, и соединяются они между собой коническим промежутком. Все иглы различаются между собой по следующим параметрам:

  • длина иглы и рабочего лезвия;
  • толщина иглы;
  • направление насечек;
  • расстояние между насечками;
  • форма сечения.

По длине иглы бывают от 6 до 13 см, а по длине рабочей части - от 1,5 до 3,0 см. Толщина игл составляет 0,5-1,0мм и определяется ее размером. При этом, чем больше размер, тем тоньше игла. Как правило, толстыми иглами валяют грубую шерсть или используют в самом начале работы. Основной объем валяния выполняют средними иглами, а финишную отделку поверхности - только тонкими, потому что они не оставляют дырочек при прокалывании. Тем не менее, иглами средней толщины можно работать на всех этапах валяния, что часто происходит при недостатке размеров игл.

Насечки могут быть прямыми и обратными. Иглы с прямыми насечками проталкивают волокна вглубь пучка, обратные насечки, наоборот, вытаскивают шерсть наружу. Иглы для сухого валяния с обратными насечками используют для создания пушистой поверхности на последнем этапе отделки. Интервал засечек может быть частым(1,3мм), малым(3,3мм), средним(4,8мм) и обычным(6,3мм). Кроме этого есть иглы с одиночными насечками, то есть по одной насечке на каждой стороне лезвия.

По форме сечения лезвия иглы могут быть следующих типов:

  • цилиндрическая;
  • коническая;
  • треугольная;
  • звездчатая;
  • вилка;
  • корончатая.

В настоящее время большой популярностью пользуются иглы со спиральным лезвием. У обычных игл насечка, находящаяся выше по лезвию часто не захватывает волокна. У спиральных игл каждая насечка находится в своей плоскости, поэтому всегда захватывает волокно, встречающееся ей по пути. Таким способом процесс валяния значительно ускоряется.

Корончатые иглы используют для фиксирования узоров на поверхности, а также для закрепления волос и ресниц у кукол. У этих игл насечки располагаются только на кончике, а само лезвие короче, чем у других иголок.

Иглы с вилкой на конце - весьма специфичный инструмент для тонкой работы. Их применяют для захвата, укладки и закрепления отдельных волокон или очень мелких деталей.

Иглодержатели

Главное назначение иглодержателя - создать удобство для мастера при валянии. Поэтому эргономичность формы ручки, ее размеры и соответствие этих параметров руке является очень важным. Если будет неудобно работать, то смысл использовать иглодержатель пропадает. Ну, и, конечно же, это устройство должно быть функциональным. Для этого иглы жестко закрепляются параллельно друг другу.

Использование хорошего иглодержателя значительно ускоряет работу по сваливанию больших объемов шерсти. Тем не менее, многие рукодельники пользуются собственными вариантами. Можно переложить несколько игл спичками и сжать их изолентой или обычной резинкой для денег. Кто-то приматывает иглы на спичечный коробок, кто-то на шариковую ручку. Вариантов очень много, каждый мастер подбирает его под себя.


Таким иглодержателем можно начинать делать этого зайца.

Как правило, большинство изделий мастера по сухому валянию не отличаются большими размерами, поэтому иглодержатели для нескольких игл используются ими редко - проще и быстрее получается валять одной иглой привычным способом.

Щетка-подушка или мат для валяния

В большинстве случаев для изготовления кукол валянием по сухому используют основание для работы, на которое укладывают шерсть. Для этого используют как специальные щетки и маты для валяния, так и самые обычные губки для мытья машины или поролон. Применение специальных инструментов предпочтительнее, потому что они долговечнее, шерсть в них не остается, а материал, из которого они сделаны, не проникает при валянии в заготовку.

Все преимущества фабричной щетки для сухого валяния отражены со знаком минус у обычной губки или поролона. Эти предметы быстро разрушаются от многочисленных протыкиваний, они плохо чистятся от волокон, да и частички материала могут запросто попасть в деталь. Поэтому, если вы используете подушки для валяния не лучшего качества, следите за их состоянием и меняйте их своевременно.

Шерсть для валяния

Натуральная шерсть является основным материалом для изготовления кукол методом сухого валяния. Преимуществами натуральных волокон является их свойство уплотняться и образовывать жесткую и прочную поверхность. Качество шерсти будет определять внешний вид готовой куклы, поэтому для валяния часто используют принцип - чем ближе к поверхности, тем тоньше волокна.

Такое правило основано на том, что тонкая шерсть уваливается гораздо лучше, чем грубые сорта, что влечет за собой слишком большой расход материала. Поэтому для основы фигурки или для заполнения объема используют грубые сорта шерсти - остевую, сливер, очес. Тонкие и полутонкие шерстяные волокна применяют для валяния поверхности и для финишной отделки.

Требование последовательного наложения слоев шерсти в зависимости от толщины волокон не является строго обязательным. Все определяет задумка мастера. Например, сделать лохматого пса нужно будет целиком из грубой шерсти, чтобы он был похож на настоящего дворового разбойника.

Кроме натуральной овечьей или верблюжьей шерсти для сухого валяния используют волокна шелка, хлопка, вискозы, акрила, бамбука, а также шерсть собаки, ламы, кролика и даже бизона.

Волокна для объема

Для того чтобы уменьшить расход шерсти, основу объемной куклы делают из более дешевых синтетических волокон.

Резиновые наперстки

Если заготовка во время валяния держится пальцами, то велика вероятность их проколоть иголкой. Это может произойти не только от неопытности, но и просто отвлекшись от процесса. Конечно, опытные мастера могут валять с закрытыми глазами, но, тем не менее, определенные средства безопасности применять следует и им. Прежде всего, это резиновые наперстки, которые уберегут ваши пальцы от случайных проколов.

Если же вы все-таки прокололи палец - не поленитесь и обработайте прокол раствором йода или зеленкой. Ни шерсть, ни иголки не проходят стерилизацию, поэтому так вы обезопасите себя от проникновения инфекции и нарывов. Берегите свои руки! Единственным, но весьма существенным недостатком использования резиновых наперстков при сухом валянии является снижение чувствительности пальцев, из-за чего многие мастера их не применяют.

Щетка для пуха

Иногда требуется распушить шерсть, перепутать разноцветные волокна, растрепать часть детали для лучшего приваливания. Для этих целей лучше всего использовать так называемую пуходерку - щетку для вычесывания пуха у животных. С помощью таких щеток можно быстро перепутать шерсть разных цветов, получив пучок волокон нужного вам оттенка.

Клей

В процессе изготовления валяной куклы в некоторых случаях необходимо использовать клей. Как вы знаете, клей бывает разным как по скорости склеивания, так и по консистенции самого клея после застывания. Это важно, если нужно продолжать валять после приклеивания различных деталей. Поэтому для оформления готовой игрушки используют моментальный клей, который сохнет мгновенно.

Если же приклеиваются волокна на каркас, дополнительные детали с последующей обработкой, то нужен резиновый клей, который и после высыхания остается эластичным. Игла пробивает такой клей и есть возможность приваливать новые слои шерсти.

Проволока для каркаса

Для изготовления кукол часто используют проволочные каркасы. Это своего рода скелет будущей фигурки. Их используют, когда валяют длинные и тонкие детали. Каркас может быть общим, когда он формирует все части тела, и частичным. Последний вариант применяют, когда у объемного основания есть тонкие или узкие детали. Например, туловище этой лошадки сваляно без каркаса, а ноги сваляны на проволоке.


Но необходимость делать каркасы возникает не всегда. Если узкие и длинные детали не испытывают несущей нагрузки, то и проволоку для их изготовления использовать не нужно. Например, хвост у кота или собаки совершенно необязательно делать на каркасе. Кроме этого, необходимо помнить, что качественное валяние позволяет изготавливать сами по себе прочные детали. Главный критерий для использования каркаса - толщина.

Такой принцип в полной мере используется и при изготовлении деталей для кукол. Ручка для открытого зонтика или пенсне без проволоки или дополнительного крепления не будет держаться, как и стебли у цветов в букете. Эти элементы нужно будет сделать на каркасе.

Краска и тонировка

Для изготовления кукол методом сухого валяния используют шерсть разных цветов. При этом вы можете окрашивать волокна самостоятельно или же приобрести шерсть нужных вам цветов. Но чаще всего приходится все-таки использовать краски, так как нужные оттенки не всегда есть в продаже.


Тонирование поверхности выполняют с помощью сухой пастели. Пастель надо предварительно очень мелко накрошить, а затем кисточкой с короткой жесткой щетиной вбивают краску в поверхность. Не перепутайте сухую пастель и масляную, потому что масляная пастель не применяется в сухом валянии - она плохо ложится и не вбивается.

В большинстве случаев при изготовлении валяных кукол или игрушек применяются комбинированные варианты обработки волокон. Это в полной мере относится и к окрашиванию изделий. В этом случае мастера используют одновременно волокна нескольких цветов и пастель. Если взять пучок белой шерсти, добавить несколько волокон другого цвета и хорошенько это все перемешать, то получатся волокна нового оттенка. Их то и используют для тонирования паралельно с пастелью или же без неё.


Самозатвердевающая или запекаемая глина

Самозатвердевающая и запекаемая глина используется для изготовления мелких деталей куклы и аксессуаров. Многие мастера-рукодельники делают заранее глаза для кукол, носы, языки у животных, а также маленькие лапки, ручки и ножки. Потом готовые детали приклеивают на куклу.

У показанных выше фигурок глаза, нос (у белки) и копыта (у лошади) изготовлены из самозатвердевающей глины, высушены и покрашены акриловой краской.

Формы для сухого валяния

Формочки для сухого валяния - это обычные трафареты из дерева или жесткого пластика. Они становятся необходимы при изготовлении большого количества одинаковых мелких деталей. Также с помощью трафаретов удобно приваливать волокна шерсти к поверхностям из войлока или трикотажа. Для этих целей можно использовать не только специальные формы для фильцевания, но и не связанные с рукоделием предметы, например, линейки для рисования с фигурными вырезами или формы для выпечки.

Особый интерес для начинающих рукодельников представляют формы из пенопласта для объемного валяния. Это обычные фигурки из пенопласта, которые используются в виде основы для куклы. При этом волокна шерсти накладываются прямо на фигурки и приваливаются к ней. В результате навыки валяния приобретаются в полном объеме, а расход шерсти снижается до минимума.

Пропитка валяных изделий

Некоторые рукодельники являются любителями одного жанра, если так можно выразиться. То есть, если делается кукла методом сухого валяния из шерсти, то никаких дополнительных материалов при этом не используется. Но как быть, если некоторые детали кукол нужно сделать гладкими, или придать жесткость тонким плоским элементам? Для этого применяют специальные пропитки для войлока.

В качестве таких пропиток используют акриловый лак на водной основе, сальвитозу, обычный клей ПВА. В зависимости от необходимого результата эти вещества или разводят водой, или используют в изначальной концентрации. Например, чтобы сохранить форму лепесткам свалянного цветка, но не сделать их излишне жесткими, нужно прополоскать бутон в сильно разведенном водой акриловом лаке.

Техника сухого валяния

Глубина проникновения иглы в комок шерсти характеризует структуру получаемого изделия. Если заваливать шерсть поверхностными уколами, то получится мягкая форма с плотными краями и четкими контурами. Глубокое валяние уплотнит волокна внутри пучка, причем поверхность останется пушистой и рыхлой.

Для соединения деталей используется несколько способов:

  • склеивание;
  • сшивание;
  • приваливание.

С первыми двумя все ясно и так, а вот о приваливании надо рассказать подробнее. Дело в том, что валяные куклы должны быть и прочными, чтобы никакие детали от них не отваливались. Поэтому поверхности соединяемых частей необходимо вначале немного распушить. После этого длинной тонкой иглой проталкиваем волокна обеих деталей как можно глубже друг в друга. Надежно скрепив части тела между собой поверхностными уколами формируем линии соединения и рельеф на этих местах.

Приваливание к туловищу ушек, хвоста и лапок.

Мелкие детали - глаза, нос, уши, язык у валяных кукол можно делать из готовых керамических, пластиковых, деревянных или металлических заготовок. Но лучше всего будут смотреться лица и мордочки, полностью сделанные из шерсти. Благо, сделать это не так уж и сложно, как кажется.

Валяние мелких деталей головы и лица в свою очередь можно выполнять по-разному. В одних случаях нужно сначала отдельно изготовить небольшие заготовки, а потом только их приваливать на основную фигуру, корректируя объем и форму. Второй вариант - непосредственно на голове, накладывая небольшие кусочки шерсти, валять мелкие детали. Оба способа в принципе равнозначны, каждый мастер выбирает тот, что по душе. Единственное преимущество отдельного изготовления мелких частей - одновременная работа над несколькими одинаковыми или похожими друг на друга куклами.


Этапы валяния зайца и деталей фигуры.

Мелкие детали, такие как ушки, пальцы, хвостики и крылышки удобно валять в руках или на плотной губке.

Валяные куклы делают на проволочном каркасе или без него. Каркасные валяные куклы подвижные и прочные. Если используется гладкая проволока, то первый слой шерсти к ней нужно приклеить, а следующие слои - уже можно приваливать.

Особенности сухого валяния

Все мелкие парные детали - ушки, ручки, ножки, лапки, крылья лучше всего делать одновременно, потому что в большинстве случаев они должны быть абсолютно одинаковыми, только в зеркальном отображении. Поэтому отрывают два одинаковых пучка шерсти и начинают валять, последовательно переключаясь с одной детали на другую.

Дети любят играть куклами, поэтому, если вы у вас будет игровая валяная кукла, то надо повысить ее прочность. Это касается, в первую очередь, способа крепления деталей куклы к туловищу. Для того чтобы кукла прожила дольше, ручки и ножи нужно сначала пришить прочными нитками, а потом уже приложить клочок шерсти на швы и привалять его.

Нужно обращать внимание на качество шерсти, особенно на толщину волокон. Это очень важно при последовательном наложении слоев шерсти. Более тонкие волокна необходимо располагать поверх толстых, только так можно добиться идеальной поверхности - без провалов, дырок и других дефектов.

  • eсли во время тонирования куклы, вы взяли слишком темную пастель, то просто подуйте на поверхность. Часть порошка улетучиться, конечно, если вы не успели его сильно втереть;
  • работая с клеем, который очень быстро сохнет, будьте очень аккуратны. Капля такого клея, упавшая там, где не надо, мгновенно впитывается шерстью и застывает. Очень обидно будет на готовой кукле получить такой неприятный сюрприз. Придется вырезать застывший участок и приваливать шерсть снова. А потом еще тонировать и т.д.;
  • обратите внимание, что размерность игл отечественного производства отличается от зарубежных;
  • для доваливания поверхностей или приваливания деталей в местах с неудобным доступом можно использовать иглы с обратными насечками. При этом деталь прокалывается полностью, и работа ведется в обратном направлении. Обратными иглами хорошо получается смешивать разные цвета шерсти между глубокими и поверхностными и глубокими волокнами;

Видео валяных кукол:

Все работы, фотографии и видео которых использовались в статье, изготовлены Анжелиной Дегтяревой.

Сначала определяем для себя образ и возраст куклы. Мой выбор-девочка лет 4-5 . Смотрим пропорции куклы вот здесь
Голова составляет 1/5 от роста т.е. 10 см,тогда тело до бедер 20см,ножки до колен 10см, до щиколотки 10см и до ступни 2см. Итак,куколка будет ростом 52см. Скос плеча около 3см, длина ручки около 15см.

Начинаем валять.Раскладываем шерстяное волокно,которое предварительно добросовестно распушим, вот таким образом,фото1 (Уплотнения,видимые белые зерна,- результат не качественного волокна)Работаю со сливером.
>

Отрываем (не режим!) от ленты полоски длиной 15см штук 7 ,хорошо распушив, укладываем их под прямым углом друг к другу как на фото 2 ,а в середину кладем скомканный шарик волокна

Укладываем на шарик концы последнего 7-го слоя. Затем концы 6-го слоя тоже укладываем на шарик поверх только что поднятого 7-го слоя.И так поступаем со всеми слоями распушенного волокна. Это выглядит так

Толстой иглой уплотняем почти воздушный шарик по всей поверхности одиночными тыками иглы. Осторожно, берегите ручки! Получим такую поверхность

Либо на щетке, либо на фетровой подложке приступаем к валянию по всей поверхности,поворачивая шарик.Я советую валять одиночными тыками до самого конечного результата достижения нужного размера головы куклы. Ох, и наломала я игл! Не повторяйте моих ошибок!

Как только шарик уплотнился, наращиваем на него волокно,указанным ранее способом, и повторяем эту процедуру нужное число раз.

Еще наращу объемчик до 22см, т.к. 1см пойдет на шейку и 10см останется на высоту головки куклы. Как ни старайся, а на поверхности шарика образуются, типа нитей, перетяжки

Вот они есть недоброжелатели для иголок! А избавляться от них надо всякий раз когда они видны. Ножницами надсекаем перетяжку и тут же уваливаем это место! Валять можно до понравившейся плотности. Для головы она должна быть максимальной (на мой взгляд).

А теперь смотрим на скульптурное лицо и с помощью все той же иглы уваливаем черты.
Смотрите пропорции лица вот здесь:
http://shkola-igrushki.ru/golova-i-lico-kukli.html

Вполне может случиться, что кто-то захочет обтянуть голову куклы шелком или трикотажем. Прежде необходимо закрепить поверхность, чтобы не утягивать рельеф лица. 1.Salvitose- используется для закрепления щляп и прочих войлочных изделий. Еще сальватозу (произносят и сальвититоза) используют для росписи батика. Разводят ее теплой водой в пропорции 1ч.л. сальвитозы и ½ стакана теплой воды.
2.Жирное молоко. В нем большое содержание казеина (клей)
3.Раствор желатина в пропорции 1ст.ложка желатина и 0.5литра холодной воды. Ждать 40мин., подогреть на малом огне до растворения желатина, помешивая. Не кипятить! Губочкой пропитать поверхность.
4. Акриловый лак, разведенный.
5. Обойный клей.
6.Вискоза в порошке.

СПАСИБО сайту Осинка за информацию по фиксации фетра!!!
Спасибо и сайту http://www.!!!
Если не использовать покрытие, то поверхность надо отшлифовать тонкой иглой. Дырочек не должно остаться, но все же если они есть, пропитайте аккуратно мыльной водичкой поверхность и дырочки закроются.